Новости

Венеция-2025. Итоги Члены жюри чуть не переругались из-за фильма о Газе. А режиссерский приз взяла драма о бойце смешанных единоборств с Дуэйном «Скалой» Джонсоном

82-й Венецианский кинофестиваль завершился. Главный приз получил фильм «Отец мать сестра брат» Джима Джармуша, премию Большого жюри — картина «Голос Хинд Раджаб» тунисской режиссерки Каутер Бен Ханьи, а «Серебряного льва» за режиссуру — Бенни Сэфди за работу «Крушащая машина». Кинокритик Антон Долин подводит неожиданные итоги фестиваля и рассказывает о спортивной драме «Крушащая машина», в которой снялись Дуэйн «Скала» Джонсон и украинский боксер Александр Усик.

Еще пару недель назад «Крушащая машина» казалась проектом неочевидным по меркам индустрии и Американской академии. Картин о спортсменах, борцах и боксерах Голливуд знает немерено, «Бешеный бык» и «Рокки» давно задали золотой стандарт жанра. Зачем еще один такой байопик, да еще с Дуэйном «Скалой» Джонсоном в первой для него серьезной драматической роли? Но теперь «Крушащая машина» Бенни Сафди получила престижный режиссерский трофей в Венеции, и ее актеров уже называют фронтраннерами будущей «оскаровской» гонки. 

Венецианский фестиваль 2025 года и вообще закончился неожиданно. Согласно слухам, жюри рассорилось вдрызг во время последнего обсуждения. Церемония закрытия чуть не сорвалась — бразильская актриса Фернанда Торрес («Я все еще здесь») угрожала досрочно вернуться на родину, с ней солидаризовался председатель жюри Александр Пейн («На обочине», «Оставленные»). Оба воспротивились неизбежному, казалось, триумфу эффектной, но насквозь манипулятивной пропалестинской драмы Каутер Бен Ханьи «Голос Хинд Раджаб». 

О фильме Каутер Бен Ханьи

  • Венеция-2025. «Голос Хинд Раджаб» — фильм, который станет символом войны в Газе В основе — реальная история о попытке спасателей помочь пятилетней девочке

Торжественное вручение долго откладывали, основное жюри никак не могло выйти на сцену. Ведущая развлекала зрителей неловкими шутками, и даже объявили перерыв, после которого для недоумевающей аудитории исполнил старый шлягер некий немолодой поп-певец. Казалось, будто жюри продолжает ожесточенно спорить прямо во время церемонии, а организаторы от отчаяния тянут время. Но потом «Львов» все-таки раздали. Доку-фикшн туниски оказался на втором месте, получив Гран-При, «Серебряного льва». А «бронзу» и «золото» Пейн выбил для собратьев по независимому кино с подчеркнуто аполитичными картинами.

«Золотой лев» достался Джиму Джармушу, начавшему благодарственную речь с растерянного «Oh shit». Его «Отец мать сестра брат» — образцово-поэтичная визуальная поэма в трех главах, с замечательными актерскими работами и выдающимся сценарием. «Серебряный лев» за режиссуру отошел Бенни Сафди, для которого «Крушащая машина» — самостоятельный дебют. Принесшие Сафди славу «Хорошее время» и «Неограненные драгоценности» были сняты в равноправном соавторстве с братом Джошем, который сейчас тоже впервые снял сольный фильм, и тоже спортивный — «Марти Великолепный» посвящен пинг-понгу. 

Сафди моложе и неопытнее что Пейна, что Джармуша, однако стоит с ними плечом к плечу не случайно. Их с братом чувственные фильмы с диковатым юмором и экспрессивной энергией всегда востребованы на фестивалях, хотя в лидеры проката не выбивался ни один. «Крушащая машина» делает уверенный шаг в сторону мейнстрима, но не переходит эту границу окончательно. 

Герой фильма — не только суперзвезда, но и первопроходец смешанных единоборств Марк Керр. Его судьба, довольно подробно поведанная с экрана, полна драматичных поворотов, побед и поражений, однако больше сюжета Сафди интересует человеческий феномен выбранного героя, его личность и характер. Вместе с преображенным гримом Джонсоном, популярным артистом легкомысленных жанров (он выступил инициатором проекта и его продюсером), режиссер создает сложный объемный портрет. Марк Керр, получивший на сцене прозвище «Крушащая машина» и прославившийся по всему земному шару своей жестокой мощью на ринге, в повседневной жизни оказывается уязвимым, вежливым и несмелым человеком. Только что под восторженный крик толпы с диким воплем обрушивал соперника наземь, будто античный титан, а через минуту встревоженно спрашивает судью «С ним все в порядке?». 

Мы видим Керра непобедимым бойцом, внушающим ужас и восторг. И тут же поражаемся, каким верным другом он становится для коллеги и конкурента Марка Колмана (роль замечательно исполнил профессиональный спортсмен Райан Бейдер), каким нежным и внимательным партнером старается быть для своей девушки Доун (Эмили Блант в чрезмерном макияже и вульгарных шмотках поначалу кажется пародией на подружку боксера). Внутренний конфликт между имиджем и натурой постепенно дает о себе знать. Сначала бесконечные ссоры с близкими, потом — первое в карьере Керра унизительное поражение. Как будто осознанное стремление быть хорошим человеком, что бы ни случилось, не позволяет ему оставаться на Олимпе — в отличие от его многолетнего соперника, непроницаемого украинца Игоря Вовчанчина, готового идти к победам буквально по головам (в этой роли еще один спортсмен-профессионал Александр Усик). Зависимость от препаратов, многочисленные травмы и особенно изнурительные бытовые разборки с Доун все-таки сокрушают того, кто казался безупречной машиной из мускулов. 

Сценарий фильма идет по проторенной территории и не избегает штампов, но обаяние главного героя и вдохновенно вовлеченная игра Джонсона и Блант позволяют махнуть на это рукой. Пусть в «Крушащей машине» нет надломленного трагизма «Рестлера» Даррена Аронофски, когда-то победившего в Венеции, и не хватает новаторского блеска «Бешеного быка» Мартина Скорсезе, интонация у картины собственная — трогательная без излишней сентиментальности. Сафди не пытается и критиковать токсичную маскулинность, как это делал его собрат по инди-кино Шон Дуркин в недавней «Стальной хватке», тоже о рестлерах. Он просто убедительно показывает человечность своих героев через их слабость — оборотную сторону физической мощи. 

Отказываясь от претензий на высказывание глобального свойства, Бенни Сафди дарит зрителям живое и яркое переживание, пробуждает сочувствие и вытаскивает из кокона равнодушия. В этом его единственное, но на фоне фестивальной схватки политических лозунгов — не такое уж маленькое преимущество перед многими другими авторами, отмеченными в Венеции.

Антон Долин

Related posts

Британская разведка: войска РФ полностью выведены с севера Украины

author

Нардепа от ‘Слуги народа’, которого подозревают в вымогательстве 3,4 млн грн взятки, исключили из партии

admin

ГП ‘Документ’ разъяснило постановление Кабмина Украины о получении паспортов за границей мужчинами призывного возраста

admin