Комиссия по cтратегии национальной обороны представила в понедельник, 28 января, в американском Фонде защиты демократии (FDD) свою оценку «Cтратегии национальной обороны США», которая была разработана Пентагоном в 2018 году. Независимая комиссия из 12-ти назначаемых Конгрессом военных экспертов считает, что в связи с ростом новых технологий, расширяющимися военными возможностями России и Китая, а также сокращением американского военного бюджета ранее неоспоримое военное превосходство США оказалось значительно подорвано.
По мнению экспертов, сегодня уже нельзя исключить вероятность того, что США могут проиграть войну Китаю или России.
По словам Эрика Эдельмана (Eric S. Edelman), сопредседателя комиссии, бывшего заместителя министра обороны в администрации Джорджа Буша-младшего, обнародованный Пентагоном документ правильно определяет возврат соперничества между крупными державами, в частности Китая и России, как один из важнейших вызовов, стоящих перед США.
Как отмечают члены Комиссии, в борьбе за увеличение своего глобального влиянияРоссия и Китай стремятся к региональной гегемонии и ведут массированное военное строительство, направленное на нейтрализацию регионального влияния США.
Расширение регионального влияния, по словам бывшего заместителя министра обороны, включает агрессивное вмешательство и разжигание конфликтов в так называемых «серых зонах» – территориях, находящихся между войной и миром. Действия крупных держав в таких «серых зонах» также сочетают в себе военные и гибридные операции – экономические, политические, информационные и кибервойны.
«Мы видим строительство искусственных островов и милитаризацию в Южно-Китайском море, столкновения в Восточно-Китайском море, вы видим это на востоке Украины и в балтийских странах», – отметил Эрик Эдельман.
Как считает Комиссия, у США отсутствует комлексный план по достижению успеха в «серых зонах». В связи со смещением акцента на борьбу с терроризмом, преимущество Америки в плане ее оперативных возможностей значительно уменьшилось, отсутствует и ясная стратегия того, как одержать победу в «серых зонах» в том случае, если сдерживание агрессии крупных держав все же не удастся.
По мнению военных экспертов, помимо необходимости развития новых оперативных задач и концепций, «Стратегия национальной обороны США» слишком часто опирается на сомнительные предположения и слабый анализ.
Среди других растущих военных вызовов Эрик Эдельман отметил усиливающуюся угрозу от джихадистких группировок, возрастающую опасность со стороны Ирана и Северной Кореи, а также развитие новых технологий.
По словам эксперта, разработки в области искуственного интеллекта, а также новых видов оружия, в том числе гиперзвукового, которые ведутся и Китаем и Россией, представляют особый вызов для США. В случае возникновения конфликта, США могут оказаться технологически отсталыми.
Как отметил сопредседатель Комиссии, адмирал Гэри Рафхед (Gary Roughead), бывший начальник оперативного штаба ВМС в администрациях Буша и Обамы, вооруженные силы США остро нуждаются в модернизации.
«Мы используем обычные вооруженные силы, которые в последний раз были модернизированы в 1980 году», – отметил адмирал Рафхед, добавив, что должна быть проведена и модернизация ядерного потенциала страны.
По мнению экспертов, в нынешних условиях совершенно необходимо увеличение финансирования в области обороны, однако, начиная с 2001 года , вследствие ограничений, наложенных «Законом о контроле над бюджетом», реальные военные расходы США были, наоборот, сокращены.
Таким образом, учитывая внешние изменения и внутренние ограничения, считают члены Комиссии, складываетсякритическая ситуация, при которой США могут проиграть военное столкновениес Китаем или Россией, особенно, если вооруженным силам страны придется одновременно вести борьбу на двух или более театрах военных действий.
«Учитывая проблемы, с которыми мы сталкиваемся, если мы не начнем двигать оборону и безопасность страны в правильном направлении, то да, мы можем потерпеть поражение», – признал адмирал Рафхед.
Говоря о России, Комиссия отмечает, что преследуя региональную гегемонию и глобальные амбиции, Москва действует дестабилизирующим образом, включая военную агрессию против соседних государств и использование других политических, экономических и информационных тактик. Также, как считают эксперты, целью России является ослабление НАТО и Европейского союза. В этом же ряду – военное вмешательство России в Сирии с целью поддержки режима Башара Асада и восстановления утраченного влияние на Ближнем Востоке.
Помимо усиления своего влияния в регионе и действий, направленных на нейтрализацию американского влияния, Россия также проводит комплексную ядерную модернизацию, включая разработку крылатых ракет, один из видов которых нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Указывают эксперты и на то, что в российской военной доктрине подчеркивается возможность ограниченной ядерной эскалации для контроля над потенциальным развитием конфликтов против США и НАТО.
Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о том, какой должна быть стратегия США в отношении России и ДРСМД, сопредседатель Комиссии Эрик Эдельман отметил, что в первую очередь рекомендованы действия, направленные на сдерживание и предотвращение потенциального конфликта. Последнее может достигаться объединенными силами, в том числе, при помощи наличия ракет дальнего действия вдоль границы между Россией и НАТО.
Как почеркивает Эрик Эдельман, главной целью является именно сдерживание и избежание конфликта.
Выход США из ДРСМД, по мнению эксперта, несомненно, будет иметь последствия, однако Москва сама ранее выражала недовольство ограничениями договора, который запрещает производство, испытание и развертывание баллистических и крылатых ракет дальностью от 500 до 5500 километров именно двум странам – США и России.
«Все остальные могут производить столько ракет, сколько захотят», – напомнил Эрик Эдельман, добавив, что и Китай и Иран производят ракеты, подпадающие под ограничения этого договора.
«Россия знает о разработках Ирана, и эти ракеты к России ближе, чем к нам, но, по своим собственным причинам, российская сторона предпочитает, чтобы именно мы вышли из договора» – отмечает эксперт, добавив, что для США как единственной страны, выполняющей условия договора, не имеет никакого смысла в нем оставаться.
Вместе с тем, бывший заместитель министра обороны выразил надежду на то, что СНВ-3 – договор, заключенный между США и Россией и ограничивающий, в том числе, наращивание межконтинентальных ракет, будет продлен и после 2021 года. Это отвечает интересам и самих США, по крайней мере до того момента, пока не будут сделаны более значительные инвестиции в стратегическую модернизацию, которые рекомендует Комиссия.
-
Валерия Егисман (Valeria Jegisman)
Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы — международные отношения, политика, экономика
Подписка
Источник:www.golosameriki.com