Политика

Борис Немцов: Мы платим не только за Олимпиаду, но и за дворец Якунина





Сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов в программе "Грани Времени" ответил на вопросы обозревателя Радио Свобода Михаила Соколова.

– Борис Ефимович, обнародован ваш и Леонида Мартынюка экспертный доклад "Зимняя Олимпиада в субтропиках": о коррупции, о воровстве во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Вы готовы отстаивать свои утверждения в суде?

– Мы уже научены опытом общения с властью. Это не первый доклад. У нас на каждую цифру есть доказательства. В основном подряды на олимпийские объекты получили друзья Путина либо сильно от него зависимые люди.

Братья Аркадий и Борис Ротенберги были спарринг-партнерами Путина по дзюдо, сейчас они получили 21 подряд на зимнюю Олимпиаду в Сочи на общую сумму более 7 миллиардов долларов США. Должен сказать, что вся Олимпиада в Ванкувере – не только спортивная часть, но и инфраструктура – обошлась канадцам в 6 миллиардов.

Семье Ротенбергов достался подряд на строительство олимпийского газопровода Джубга – Сочи. Газопровод этот длиной 170 километров, он обошелся в пять раз дороже, чем среднеевропейская цена аналогичных газопроводов.

Заказчиком строительства выступила компания "Газпром", которая принадлежит государству и контролируется лично Путиным. Грабеж "Газпрома" обернется для каждого ростом тарифов на газ. А рост тарифов на газ – это рост тарифов на коммунальные услуги. Каждый из нас заплатит другу детства Путина за счет коммунального тарифа, потому что он растет из-за того, что растут расходы "Газпрома".

Ротенберги без конкурса получают право строить Адлерскую ТЭС – это самая мощная электростанция сочинского региона мощностью 360 мегаватт, стоимость у нее оказалась около 30 миллиардов рублей. Один киловатт мощности по Ротенбергу стоит 2600 долларов США. Один киловатт мощности электростанции, которая в Америке строится, стоит тысячу. Без конкурса было проведено строительство, цена этой электростанции выше среднемировой в два-три раза.

– Кстати, там железную дорогу тоже строили?

– Самый дорогой объект Олимпиады, автомобильную и железную дорогу из Адлера в Красную поляну, длиной 48 километров строил другой друг Путина, член кооператива "Озеро", в котором Путин был председателем, – руководитель РАО РЖД Владимир Якунин. Это объект, стоимость которого более 260 миллиардов рублей. Цена одного километра дороги оказалась равной 200 миллионам долларов! Цена одного квадратного метра асфальта путинской дороги – 10 тысяч долларов США. Средняя цена жилья в России полторы тысячи, средняя цена квадратного метра асфальта у Путина по этой дороге в шесть раз выше.

Можно было обеспечить 275 тысяч человек жильем. Можно было построить около тысячи километров высококлассных четырехполосных дорог, которых у нас так не хватает в стране. Этот проект оказался дороже в три с половиной раза, чем американская программа отправки спутника на Марс. Цена проекта, когда марсоход был туда отправлен, была два с половиной миллиарда.

– Почему вы уверены, что деньги украдены?

– Глава РАО РЖД Владимир Якунин имеет годовой доход около полутора миллионов долларов, а его вилла в Акулинино (площадь участка – 7 гектаров) стоит около 75 миллионов долларов. Дом хозяина около 3 тысяч квадратных метров, гостевой домик поменьше – 1500 и банька 1400 квадратных метров, помещения для прислуги на 30 человек около 1000 квадратных метров. Имеется 50-метровый бассейн и комната для молитв. Содержание этого объекта в месяц должно обходиться минимум в 75 тысяч долларов. Вот что нашли блогеры.




Якунин – человек состоятельный и имеет право строить, что ему хочется и как он хочет. Главное, чтобы стоимость недвижимости хотя бы отдаленно соответствовала доходу президента РЖД. О своих доходах Владимир Иванович говорить не любит. Он в основном про священный огонь со Святой земли предпочитает рассуждать. Тем не менее, в "Ведомостях" за 2007 год я обнаружил, что его годовой доход в то время был около 1,5 миллионов долларов и складывался из зарплаты в РЖД и вознаграждения в "Транскредитбанке".

При доходе в полтора миллиона долларов в год Якунин должен был 50 лет не есть, не пить, откладывая на баньку, прудик и домик. Но вот незадача. Он работает в АО РЖД с 2005 года и мог скопить 12, но уж никак не 75 миллионов долларов.

Итак, легальный доход Якунина не позволяет ему построить домодедовские дворцы и виллы. Строительство дворца в Акулинино началось в 2009 году вместе со строительством самого дорогого объекта Олимпиады стоимостью 266 миллиардов рублей – дороги Адлер – Красная Поляна. Отвечал за строительство Якунин. Нетрудно догадаться, что чекист-железнодорожник мог деньги на дворец добыть, например, при строительстве "золотой" Олимпийской дороги. Тем более что многомиллиардные подряды на дорогу Якунин отдал приближенным бизнесменам из СК "Мост" без всякого конкурса. Интересно, олимпийскую дорогу за 200 миллионов долларов за километр и виллу строили одни и те же компании?

– Похоже, дело Александра Ивановича Корейко (читайте "Золотой теленок") непобедимо!

– Мы сравнили, во сколько раз стала дороже Олимпиада по сравнению с олимпийской заявкой: у Путина в четыре раза, в среднем в мире – в два раза. Наша гипотеза состоит в том, что в четыре раза – это аномальное увеличение цены, оно выше среднемирового в два раза, а это значит, что половину украли. Деньги государственные на 96%, деньги российских налогоплательщиков и эти деньги растрачены.

Второй способ расчета, совсем не похож на первый: мы стали сравнивать цену однотипных олимпийских объектов. Зимняя Олимпиада стандартная вещь, должен быть стадион, должен быть конькобежный трек, должна быть хоккейная площадка, трамплины, бобслейные трассы.

Центральный стадион "Фишт", вместимость стадиона 40 тысяч человек, обошелся в астрономическую сумму – он стоит дороже 700 миллионов долларов, цена на одного зрителя этого стадиона – где-то около 20 тысяч долларов, цена общая – около 800 миллионов, это в три раза дороже, чем средняя цена такого же стадиона на других Олимпиадах.

Любимый объект Путина – трамплины, знаменитые "Русские горки", в мире средняя цена на одного зрителя при соревнованиях по прыжкам с трамплина – 3200 долларов, средняя цена у Путина – 36 тысяч долларов. То есть трамплин, который строит Путин, более чем в 10 раз дороже мировой цены.

– Снег в Красной поляне в 2014 году будет?

– Ситуация очень тревожная. Средняя температура воздуха в горных районах Сочи с 7 по 23 февраля 2013 года была 8 градусов тепла, а 15 февраля была 15 градусов тепла.

В ходе строительства безумной дороги Адлер – Красная поляна был нарушен экологический баланс, были вырублены реликтовые деревья, были прорублены огромные тоннели в скалах и горных породах, и это изменило климат Красной поляны. С моря субтропический воздух, влажный воздух как насосом через тоннели и лесные вырубки поступает в горные районы, где должен лежать снег и где должны пройти соревнования.

– Чего вы добиваетесь?

– Ни одного уголовного дела по хищениям, превышению полномочий, бесхозяйственности, коррупции, мошенничеству, ни одного дела по олимпийским объектам нет. Причина очень понятная: строили путинские дружки. Своих не сажают.

Счетная палата проводила расследование воровства, распила на Олимпиаде, а потом вся эта информация была засекречена. Они единственные в феврале этого года сообщили, что на Олимпиаде украли 15 миллиардов рублей. 15 миллиардов, конечно, деньги большие, но это ничтожная кража, на мой взгляд, которая там была осуществлена, потому что это всего 1% бюджета Олимпиады, который составляет 1,5 триллиона.

Мы предлагаем создать общественный комитет по расследованию преступлений.

– Может быть, лучше обратиться в прокуратуру?

– Мы же послали запрос от имени партии РПР-ПАРНАС гражданину Бастрыкину, руководителю Следственного комитета и председателю Счетной палаты Степашину. Мы от Степашина требуем обнародовать данные экспертизы строительства сочинских объектов, а от Бастрыкина мы требуем довести уголовные дела, которые он и начинал, – между прочим, десятками начинал! – до суда, не под сукно прятать!

– А куда смотрит Международный олимпийский комитет?

– На всех этапах, начиная с Гватемалы, то есть с 2007 года, когда было принято решение о проведении Олимпиады, президент МОК Рогге полностью поддерживал Путина. Он не реагировал на кошмарные истории с выселением людей из Имеретинской долины, на вырубку реликтовых лесов, на экологические преступления, которые там совершались, на рабский труд гастарбайтеров, на 25 смертей, которые во время строительства Олимпиады уже были зафиксированы. Он не реагировал на наши письма по поводу того, что дорогу, которая все там разрушила, строить не надо. Он ни с кем никогда не встречался. Хорошо, с политиками ему нельзя встречаться, но он ни с кем из общественников не встречался на эту тему.

Я считаю, что существует абсолютно внятный криминальный тандем – президента МОК и президента России. Я думаю, что международная общественность этими действиями Рогге и МОК еще займется. Я думаю, в МОК в конце концов тоже будет расследование. Потому что то, что там происходит, и, главное, отсутствие всякой реакции на происходящее, свидетельствует о том, что этот человек находится в абсолютной зависимости от Путина.

– Борис Ефимович, как вам идея создать международный суд по борьбе с коррупцией?

– Хорошая идея. Для чиновников, например, ФИФА или МОК, которые абсолютно безнаказанно могут все что угодно делать и знают, что у них иммунитет, это отличная идея. Коррупция у нас не проблема, коррупция везде есть, коррупция – это система, построенная Путиным. В этой системе есть внутренняя логика. Чиновник, который берет, чиновник, который ворует, он лоялен – это единственный его шанс остаться на свободе. Потому что чиновник, который берет и не лоялен, гарантированно будет сидеть.

– То есть вы хотите сказать, что, например, Владислав Сурков, который ушел в отставку, проявил какую-то нелояльность?

– Нет, там другая история. Сурков – архитектор так называемой суверенной демократии, довольно гнусной модели авторитаризма, основанной на фальсификации выборов, на цензуре, на манипуляции судами и так далее. Но суверенная демократия не предполагает массовых посадок. При суверенной демократии "нашисты" устраивают провокации, при суверенной демократии есть черные списки на первом, втором канале.

– Лимонов же сидел при суверенной демократии, да и вы, кажется, но недолго.

– Я сидел, когда суверенная демократия уже заканчивалась. Все-таки 15 суток, согласитесь, это не годы. При суверенной демократии требуются и политические репрессии. И, скорее, посадка Ходорковского тоже при суверенной демократии и Лимонова не были крупномасштабными массовыми репрессиями.

– Посадка Ходорковского изменила ситуацию в стране.





– Она сильно изменила ситуацию в стране, особенно экономический, инвестиционный климат страны – это абсолютная правда. Но за ней не последовали массовые репрессии.

Сейчас Путину Сурков не нужен, ему нужен Бастрыкин и ему нужен Володин. Нужны люди, которые абсолютно тупо, невзирая на закон и конституцию, будут организовывать политические репрессии. У нас политзаключенных, включая узников Болотной, уже больше, чем в Белоруссии. Там 13 человек, в России – больше 60. Это тот список, который мы отдали Медведеву в свое время, 37 человек после Болотной и плюс 28 узников Болотной, то есть больше 60 человек.

Пример с Сурковым другой, он будет абсолютно лояльным хотя бы потому, что он распоряжался черной кассой Кремля. Это наличные деньги, которые были в распоряжении Путина и Суркова, которые выплачивались на всякие черные кампании "Единой России", на финансирование выборов этой партии, на поддержку гнусных, хулиганских выходок "нашистов" и на всякие черные дела, которые нельзя было провести по открытым сметам. Он много знает, и это гарантия того, что его не посадят.

– Что будет с Алексеем Навальным?

– Я дважды был на процессе в Кирове. Я видел своими глазами, как свидетели обвинения, не защиты, а обвинения оказывались свидетелями защиты, включая губернатора Кировской области Никиту Белых, который прямо сказал, что никакого ущерба Навальный не наносил, никаких у него полномочий торговать лесом не было, никаких возможностей влиять на политику внутри "Кировлеса" не было, и он не знает ни одного примера его незаконного поведения. Результат никакого отношения к действу под названием "суд" не имеет. Это политическое, неправовое, незаконное решение, которое будет принимать лично Путин в отношении Навального.

У меня очень пессимистический прогноз. Я очень не хочу, чтобы Алексей попал в заключение. Алексей – наш товарищ и соратник, он делает очень полезное дело для страны, это очевидно. Он очень смелый, бесстрашный парень, я таких мало, честно говоря, в своей жизни видел. Все, кто оппозицией занимается, люди довольно смелые, прямо скажу, но он выделяется даже на этом фоне.

– Илья Пономарев взял 750 тысяч на рекламу проекта "Сколково". Есть версия, что он оппозицию финансировал, митинги.

– Пономарев не давал нам деньги на протесты на Болотной и на Сахарова – ни копейки! Более того, я его просил это делать многократно, у нас были тяжелые финансовые проблемы, но он ни разу этого не сделал. Меня, честно говоря, изумила позиция Ильи Пономарева, когда были выборы в Координационный совет оппозиции. Он сказал, что он не может в них участвовать, потому что у него нет 10 тысяч рублей на вступительный взнос для кандидата на пост одного из членов Координационного совета.

Для меня совершенно очевидно, что Сурков никакую оппозицию не финансировал, и то, за что его выгнали, а выгнали его, я думаю, за донос, что он якобы Пономарева финансировал, что действительности не соответствует.


Сурков, конечно, много подлого и гнусного для нашей страны сделал, его давно надо было гнать, и кроме того он совершал преступления, на мой взгляд, тем, что нарушал 29-ю статью Конституции, тем, что крышевал Чурова и фальсификации на выборах, тем, что финансировал, в том числе из черной кассы "нашистов". Он тот еще фрукт. Но обвинять его в том, что он финансировал протестные акции, это неправда, – этого не было.

– Сергей Гуриев сейчас не возвращается в Россию после допросов экспертов, которые делали заключение по делу ЮКОСа. Как вы думаете, это начинается новая волна эмиграции?

– Боюсь, что да. Понятно, что Гуриев человек принципиальный, я его знаю. Он был в кадровом резерве Медведева. Но нынешний режим не терпит людей с независимой позицией. Он защищал Ходорковского, он финансировал Навального, причем открыто, он помогал нам, когда мы издавали доклад "Путин. Коррупция". Гуриев – это экономист с мировым уровнем. Давление призвано показать, что если ты преподаватель, если ты ректор, то ты должен быть абсолютно лоялен, и чтобы никакой оппозиционной составляющей в деятельности учебного заведения не было. Это сигнал всем ректорам страны.

Второе – это сигнал ученым: если вы независимые эксперты, то вы должны знать, что если ваша точка зрения отличается от точки зрения Путина, у вас будут проблемы. Сергей уехал не только потому, что его вызывали на допрос по делу Ходорковского. Сергей уехал, потому что они сейчас хотят любой ценой возбудить против него дела, в частности, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Российской экономической школы. И это сигнал всем нормальным людям, чтобы они поняли, что надо воровской власти служить, вопросы лишние не задавать и все указания, которые она дает, выполнять.

– Борис Ефимович, давайте вернемся к Олимпиаде. Не стоит ли оппозиции, если репрессии будут дальше продолжаться, призывать к бойкоту этой Олимпиады?

– Мы в докладе говорим про бойкот. Надо только быть реалистом. МОК предпринял ряд действий, заявив, что спорт вне политики, что если национальный олимпийский комитет отказывается от участия в Олимпиаде, то эта страна может быть выброшена из олимпийского движения и вообще не будет иметь права участвовать в Олимпиадах. Поэтому сейчас очень многие страны и олимпийские комитеты очень тихо себя ведут.

Какой бойкот возможен? Возможен так называемый гражданский бойкот. Речь идет не о том, что спортсмены не участвуют, а речь идет о том, что многие жители Сочи, которых выгнали с земель, которым уничтожили нормальную жизнь, призывают к тому, чтобы не смотреть олимпийские игры, не ходить на олимпийские стадионы, не покупать товары с олимпийской символикой, не участвовать в рекламных проектах, связанных с Олимпиадой, и так далее.


Я думаю, что люди, возмущенные этим произволом, этой коррупцией, этим воровством, хищениями, экологическими преступлениями и так далее – эти люди могут гражданский бойкот организовать.




Текст программы "Грани времени"


Видео

  • Михаил Соколов

    SokolovMi@rferl.org

    Подписаться

Источник:www.svoboda.org

Related posts

Непубличный неполитик. Ждать ли от Мишустина экономического чуда

author

Черкесы как “политический инструмент”

author

Maybach для Темрезова

author