Репортаж

Небоскребы на глиссаде. Летчики против застройки калининградского аэродрома Девау

В Калининграде митингуют обманутые дольщики. К их несчастью, долгострой возник рядом с историческим аэродромом Девау, которому уже 100 лет и на котором зарождалась гражданская авиация в Европе. Строить здесь жилье было нельзя. Но власти в свое время стройку разрешили. Теперь или дольщики так и останутся обманутыми, или Калининград лишится еще одного исторического памятника.

Столетний аэродром Девау в Калининграде

У памятного знака землякам-космонавтам в Калининграде собрались 12 человек с плакатами. За пять лет дольщики компании "К-строй" провели более 130 пикетов. Пока безрезультатно.

Двенадцать трехэтажных домов должны были появиться рядом с аэродромом Девау еще несколько лет назад. Но сегодня застройщик – банкрот, а дома можно достроить лишь при условии сноса трех этажей. Высотки мешают работе аэродрома. Однако за проблемный объект никто не берется, и 74 дольщика ходят на митинги как на работу.

– Если статус с аэродрома будет снят, мы можем получить разрешение на строительство. Здесь можно будет строить без всяких ограничений, – говорит дольщица Ирина Шаульская.

Ирина Шаульская на пикете дольщиков

Примерно так же считает и губернатор региона Антон Алиханов. Недавно он заявил, что идет работа по передаче земли под аэродромом Росимуществу, а Девау скоро лишится статуса аэродрома.

Застройка убьет аэродром

"Снятие статуса действующего аэродрома позволит снять ограничения по строительству объектов в приаэродромной территории, рассмотреть вопрос о завершении строительства объектов застройщика "К-Строй" без проведения работ по демонтажу трех этажей многоквартирных домов", – пояснил Алиханов на своей странице в инстаграме.

– Застройка убьет аэродром, – говорит начальник калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Сергей Мащенко.

Аэроклуб ДОСААФ арендует территорию аэродрома и теперь намерен судиться с региональными властями, чтобы Девау мог работать как прежде.

"Достраивать нет смысла"

Застраивать территорию вокруг Девау начали еще в 2012 году. Тогда жилые дома в непосредственной близости от аэродрома начала строить компания "Океания". Позже выяснилось, что участок находится на приаэродромной территории, и суд строительство запретил. А через два года администрация Гурьевского городского округа передала этот участок компании "К-строй". Когда микрорайон из трехэтажек был почти готов, прокуратура выяснила, что участок застройщику был передан без торгов, а значит незаконно. Вдобавок дома стоят на приаэродромной территории. Прокуратура потребовала дома снести.

Застройка вокруг Девау

Но тот момент квартиры там уже купили 74 дольщика. И тогда суд постановил: разобрать верхние этажи четырех домов, стоящих на глиссаде аэродрома (на траектории взлета и снижения самолетов. – СР). А остальные – достроить. Застройщик вызвался сам выполнить работы, но позже был признан банкротом. И сегодня долгострой продолжает гнить под открытым небом.

Это уже сарай, а не дом, достраивать нет смысла

– Мой дом стоит как раз на глиссаде, и третий, верхний этаж должен был быть разобран. Но сейчас дом в ужасном состоянии, плесень, течет все. Это уже сарай, а не дом, достраивать нет смысла. Губернатор нам пообещал на последнем собрании, что будет вопрос решен с ДОСААФом, но пока никакой информации у нас нет, – рассказала Ирина Шаульская.

Почему районная администрация дважды отдавала под застройку участок, где строить в принципе невозможно? По словам Сергея Мащенко, требования закона были попросту проигнорированы:

– По закону на приаэродромной территории все строительство в радиусе 30 км должно быть согласовано со старшим авиационным начальником аэродрома. Это федеральные авиационные правила. У нас в Калининградской области на эти федеральные законы плюют: строят, где хотят, не согласовывая ничего. И строительство продолжается.

Почему не призовут к ответственности администрацию Гурьевска?

Как утверждают дольщики, их сделали "крайними. Никто из чиновников ответственность за это так и не понес.

– Мы – добросовестные приобретатели, заключали договор на законных основаниях, все разрешения были. Почему не призовут к ответственности администрацию Гурьевска, которая выдавала разрешение на строительство? Почему с августа 2014-го вплоть до июля 2015 года дома строили и прокуратура не обращала никакого внимания на это? Контроля не было, и все заключали договоры в это время. Можно было бы этого избежать. Почему не ответил Росреестр – они проверяли законность сделок. Почему не ответил Сбербанк – он же давал ипотечные кредиты, – говорит дольщица Марианна Петрова.

Марианна Петрова

На сегодняшний день только 19 дольщиков вернули вложенные средства за счет страховки. Остальные сделать этого не могут из-за банкротства страховой компании.

Небоскребы на глиссаде

Скоро к югу от аэродрома появится еще один микрорайон – с 30-этажными домами. Компания "Авангардинвестпроект" строит здесь микрорайон "Русская Европа", и тоже в приаэродромной зоне. По договоренности с властями компания обустроила для чемпионата мира по футболу-2018 перехватывающую парковку, взамен получив право застроить земельный участок, когда необходимость в парковке отпадет. А чтобы строительство жилья на площади в 20,3 га стало возможно, в августе региональные власти внесли соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки Калининграда.

В 30-х годах здесь приземлился рекордный АНТ-25, пилотируемый Валерием Чкаловым

– Вокруг аэродрома и даже на глиссаде они хотят воткнуть 30-этажное здание. Самолет с той стороны зайти на посадку и взлететь в ту сторону не сможет, – говорит Сергей Мащенко.

Недавно губернатор Алиханов сказал, что Девау почти не используется по прямому назначению, инфраструктура в аварийном состоянии, а иметь аэродром в черте города просто опасно.

"Любая техническая неисправность самолета неизбежно приведет к падению его в густонаселенный район", – пояснил он.

Сергей Мащенко

​Между тем 100-летний Девау – объект культурного наследия местного значения. Один из первых гражданских аэропортов мира, он был открыт на окраине Кенигсберга в 1919 году. Именно через Девау осуществлялись первые регулярные гражданские перевозки в Европе. С 1922 года через Кенигсберг пролегала первая в СССР воздушная трасса Москва – Берлин, которую обслуживали "Фоккеры" совместной советско-германской авиакомпании "Дерулюфт".

– Это были первые международные гражданские авиарейсы в Европе. Здесь побывало много знаменитостей – начиная от Есенина и Маяковского, заканчивая всеми нашими партийными лидерами того периода, – рассказывает летчик-спортсмен ДОСААФ, пилот гражданской авиации Владислав Шарамкин. –​ В 1930-х годах здесь приземлился рекордный АНТ-25, пилотируемый Валерием Чкаловым. История интереснейшая, и очень жаль, что усилиями региональных властей все это может быть превращено в стройплощадку.

Владислав Шарамкин на взлетной полосе

После войны Девау использовался как гражданский аэродром Калининграда. Летали и по региону – в Светлогорск и Советск. В 1960-х годах гражданский аэропорт перенесли в Храброво, в 20 км от Калининграда, где была построена бетонная взлетная полоса для приема крупных самолетов. Девау стал запасным. А в конце 1980-х его передали региональному отделению ДОСААФ. В аэроклубе начали обучать парашютному спорту.

– В те времена здесь по 50–60 ребят собиралось, были прыжки бесплатные. Многие мои ученики ушли в воздушно-десантные войска, есть военные летчики, палубная авиация, – рассказывает летчик-инструктор Талгат Курманаев.

Талгат Курманаев

Сейчас от комплекса построек аэропорта осталось лишь одно здание. Зато грунтовая взлетная полоса в отличном состоянии.

– В любую погоду, даже после снега и дождей, аэродром быстро приходит в нормальное состояние. Здесь дренажные системы двухэтажные. И хоть неделю будет ливень, через два-три дня можно с грунта взлетать, – отмечает Курманаев.

Этим летом на Девау состоялось авиашоу, посвященное столетию аэродрома. Сюда слетелось почти пятьдесят маленьких самолетов и вертолетов из России и стран Европы. В обычные же дни на Девау летают парапланеристы, тренируются воспитанники городской спортивной планерной школы. Здесь проходят учения авиаподразделений погранвойск и МЧС, садятся самолеты малой авиации.

Самолеты на аэродроме Девау

А вот самолеты АН-2 ДОСААФ последний раз поднимались в воздух с Девау семь лет назад.

Минобороны тратит огромные деньги на пропаганду патриотизма и имитацию заботы о ветеранах

Сейчас они безжизненно стоят на территории. На крыльях порвана обшивка, сами крылья погнуты. Клуб нашел деньги на ремонт только одного самолета, он должен вернуться в небо уже в этом году.

Раньше ДОСААФ полностью финансировалось государством, сейчас же организация на самоокупаемости и едва выживает.

– Минобороны тратит огромные деньги на пропаганду патриотизма и имитацию заботы о ветеранах. Строятся парки "Патриот", в них перетаскивают остовы самолетов, устраиваются какие-то пляски на костях. А реальных действий, направленных на обучение авиационно-спортивными видами спорта, на то, чтобы молодежь занять, не проводится. Обучение управлению КамАЗом или УАЗиком – это максимум, что может предложить ДОСААФ, – возмущаются пилоты.

Вся техника ДОСААФ в нерабочем состоянии

Между тем именно такие аэродромы, как Девау, – с качественной "взлеткой" в черте города – развивают малую авиацию во всем мире, говорит летчик-инструктор Алексей Рассадкин.

Сломать аэродром, а потом вложить миллиарды, чтобы его где-то создавать?

– В Литве на небольших самолетиках перелетают из Каунаса в Вильнюс, в течение дня решают проблемы. На Западе сейчас частных самолетов огромное количество. Через некоторое время возникнет это и у нас. Самолетики будут покупать как раз богатые люди, которые сейчас принимают решения. А где их поставить? В Черняховске, Озерске? Туда нужно полдня ехать. Или на Девау, в черте города, – говорит Рассадкин. – И представьте: у того же Алиханова стоит самолетик – через 15 минут он в Озерске. Решил проблему, вернулся. Даже с этой точки зрения – сломать аэродром, а потом вложить миллиарды, чтобы его где-то создавать?​

Самолет аэроклуба

​Для небольшой Калининградской области, где далеко не везде хорошие дороги, малая авиация стала бы отличным решением. Тем более в регионе сохранилась еще немецкая аэродромная сеть. Часть аэродромов принадлежит Минобороны, часть заброшена, однако при желании сеть можно легко восстановить, говорят летчики.

Алексей Рассадкин

Власти обещают после закрытия аэродрома сохранить все же его взлетную полосу как исторический памятник. Но летчики не верят этим обещаниям.

– Потом снимут статус памятника и застроят и полосу тоже – такое, при нашем наплевательском отношении к закону, вполне возможно, – говорит Мащенко.

– Нам уже давно понятно: все это делается в интересах определенной группы людей, которые имеют деньги. Оставят какой-то клочок, скажут, что это исторический кусок аэродрома, а все остальное пойдет если не под застройку, то под благоустройство, – говорит Шарамкин.

Самолеты на аэродроме

В итоге ДОСААФ этой осенью подало иск в суд с требованием признать внесенные властями изменения в правила землепользования в районе аэродрома незаконными. А пострадавшие дольщики продолжают судиться со строительными компаниями и выходить на митинги. Губернатор Алиханов тем временем пообещал, что после закрытия аэродрома на территории Девау появится филиал парка "Патриот", что "вдохнет в территорию новую жизнь".

Источник:www.severreal.org

Related posts

Дешевая рыба по двойной цене. Как зарабатывают предприятия ФСИН

author

На путь истинный нагаечкой. Кадровая политика Александра Бастрыкина

author

Будем молчать – вернут кушетки. Половая жизнь работников скорой помощи

author