Россия и Китай призвали к параллельному замораживанию северокорейской ядерной и ракетной программ и проведении крупномасштабных военных учений с участием США и Южной Кореи, заявил во вторник российский президент Владимир Путин после переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в Кремле.
Председатель КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин и глава МИДа России Сергей Лавров. Москва, Кремль. 4 июля 2017 г.
Напомним, что ранее во вторник КНДР заявила о первом успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). По словам экспертов, траектория полета ракеты может позволить использовать ее для нанесения удара по штату Аляска.
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин. Москва, Кремль. 4 июля 2017 г.
Запуск ракеты, с помощью которой, по утверждениям КНДР, можно «нанести удар по любой точке в мире», усилит давление на Пекин в плане ужесточения санкций в отношении Пхеньяна. Как будет реагировать Китай, пока неясно.
На регулярном брифинге во вторник официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил, что Пекин прикладывает «неустанные усилия», чтобы разрешить проблемы Корейского полуострова. Он назвал роль Китая «незаменимой» и призвал все стороны проявить выдержку ради скорейшего снижения напряженности.
«Китай призывает Северную Корею воздержаться от действий, нарушающих резолюции Совета Безопасности ООН и создать необходимые условия для возобновления диалога и переговоров», – сказал он.
Трамп пытается убедить Китай приложить больше усилий для пресечения ядерных амбиций КНДР, однако в конце прошлого месяца он заявил, что «высоко ценит» усилия Си Цзиньпина: «Не получилось. Но я хотя бы знаю, что Китай попытался!»
Тихоокеанское командование вооруженных сил США заявило, что вместе с партнерами ведет наблюдение за действиями Северной Кореи.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ во вторник заявил, что очередное ракетное испытание свидетельствует об усилении угрозы со стороны КНДР.
«Я также попрошу председателя КНР Си Цзиньпина и российского президента Владимира Путина реагировать более конструктивно», – добавил он.
Позже на этой неделе США, Южная Корея и Япония проведут трехсторонние переговоры на полях саммита «Большой двадцатки» в Германии. Как ожидается, на саммит «Большой двадцатки» в Гамбург приедут лидеры России и Китая.
Профессор политологии из Китайского народного университета Чэн Сяохэ считает, что пока рано говорить о том, на какие шаги будет готов Китай или как отреагирует ООН – просто осудит запуск или введет новые санкции.
«Если будут приняты новые санкции, они должны включать новые меры, такие как запрет на туристические поездки в КНДР и запрет на северокорейские нефтехимические продукты, – считает он. – Все это – меры, которые Совет Безопасности мог бы обсудить».
По мнению эксперта, необходимо более тщательно изучить состоявшийся запуск. Предполагается, что ракета способна преодолеть расстояние до 10 000 км, хотя во время пробного запуска она пролетела 2800 км и упала в море.
Физик и один из директоров организации Union of Concerned Scientists Дэвид Райт написал в своем блоге, что, если сообщения соответствуют действительности, то при стандартной траектории максимальная дальность ракеты составит примерно 6 700 км.
«Этого недостаточно, чтобы нанести удар по нижним 48 штатам или крупным островам Гавайев, но позволит достичь всей территории Аляски», – отмечает эксперт.
Комментарии российских востоковедов
Русская служба «Голоса Америки» попросила российских экспертов прокомментировать итоги визита китайского лидера в Москву и выдвинутую сторонами инициативу.
Руководитель Школы востоковедения при Высшей школе экономики профессор Алексей Маслов заметил, что накануне саммита в Гамбурге идет согласование позиций двух стран по отдельным вопросам, прежде всего, по Северной Корее.
«Потому что Китай действительно крайне озабочен тем, что США развивает большую военную активность в регионе, – констатировал он. – По сути, это бьет не столько по безопасности КНР, сколько по политическому имиджу Пекина, рассматривающего регион как исключительно свою сферу влияния».
Поэтому, по оценке востоковеда, Китай, с одной стороны, очень хочет каким-то образом самостоятельно решить проблему Северной Корее, а с другой – боится провалиться, действуя в одиночку на этом поприще.
«Пекин, обладая довольно большими рычагами воздействия на Пхеньян – в частности, это поставки нефтепродуктов и продовольствия, – тем не менее, опасается войти в столь глубокий конфликт с КНДР, что дальнейший диалог тут будет просто невозможен, – добавил он. – По этой причине поддержка России, которая сейчас впервые заявила, что у нее есть свой план по урегулированию конфликта путем поэтапного вовлечения в диалог Пхеньяна, весьма важен для Китая. Тем более, этот план во многом совпадает с подходом КНР».
Алексей Маслов затруднился спрогнозировать, насколько новая инициатива может быть успешной. Однако, по его мнению, наличие плана вселяет надежду на решение проблемы дипломатическими методами.
«Этот вопрос, конечно, требует комплексного подхода, – продолжил он. – Но сейчас актуально, что впервые две страны пытаются совместно устранить одну из крупнейших, если не самую большую военную и политическую угрозу в Восточной Азии. И если здесь будет, по крайней мере, какая-то подвижка, то Китай покажет, что он действительно может успешно решать мировые политические проблемы. До этого времени Пекин решал только свои проблемы».
Кроме того, как представляется профессору, руководство КНР сегодня чувствует себя «сильно обиженным» после последнего раунда переговоров Си Цзиньпина с Дональдом Трампом, «когда Пекину пришлось пойти на целый ряд уступок, широко открыв свой рынок для американских бизнесменов».
«И теперь Китай стремится показать, что на него так давить нельзя, потому что тогда будет больше сближения с Россией, – полагает он. – А Россия в данном случае в известной степени выступает в роли разменной карты в диалоге КНР и США».
В свою очередь, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, профессор Александр Панов по поводу совместной инициативы РФ и КНР выразил сомнение в ее эффективности.
«Пока трудно сказать, как воспримут инициативу Вашингтон и Пхеньян, – подчеркнул он. – Эта идея, в общем, уже отвергалась ранее обеими сторонами. Разумеется, с одной стороны, надо что-то предпринимать. У США позитивной программы решения проблемы нет. Трамп предполагает лишь давить на Северную Корею, вводить против нее новые санкции и применять силовые методы».
По оценке Александра Панова, это тупиковый путь.
«Трамп критиковал Китай, что он ничего не делает или недостаточно делает для решения проблемы. Теперь, когда КНР вместе с Россией выступили с новой инициативой, Вашингтону нужно оценить ее», – резюмировал он.
В то же время, на взгляд профессора, в заявлении есть положения, которые могут не устроить США.
«Там есть пункт о том, что нерегиональные державы усиливают в регионе свое военное присутствие. Кроме как США это никого другого не касается. Но если даже стороны (Вашингтон и Пхеньян) пойдут на двойное замораживание, это пока не решение проблемы, а только временная пауза. Очень много неясностей и требуются дополнительные разъяснения», — обобщил он.
Наверное, неустойчивая ситуация – ни войны, ни мира – сохранится еще довольно долго, предположил Александр Панов.
-
Служба новостей «Голоса Америки»
Подписка
-
Виктор Владимиров
Подписка
Источник:www.golosameriki.com