Сегодня мы разбираем крайне деликатные и злободневные вопросы – противодействие международному преследованию, включение в базы Интерпола и экстрадиционные риски.
Не секрет, что всё больше выходцев из государств с авторитарными режимами и несправедливой судебной системой оказываются в международных розыскных списках, сталкиваясь с угрозой принудительной выдачи. Многие в такой ситуации пытаются получить статус беженца, однако добиться этого удаётся далеко не каждому.
С нами эксперт по международному праву, который много лет погружен в ситуацию и имеет массу примеров из практики – управляющий партнер юридической компании «Добмровицкий и партнеры» Анатолий Фурсов.
Какова основная проблема для граждан, пытающихся нивелировать подобную угрозу для себя?
— Главная проблема — это недопонимание ситуации. Человек, против которого выдвинуто уголовное обвинение, думает, что, уехав за границу, он сможет скрыться, о нем все забудут, и неприятности «сами по себе рассосутся». На самом деле, таким образом вы ничего не решаете, а лишь усугубляете свое положение. После того, как Интерпол начнет действовать, его циркуляры полетят по всему миру, фигуранта с огромной долей вероятности задержат, и начнется процесс экстрадиции. И лишь на этапе, когда преследуемый уже находится в тюрьме, или, в лучшем случае, под домашним арестом, он начинает рефлексировать и осознавать всю серьезность происходящего. Но процесс уже запущен, и стороне защиты крайне сложно выиграть дело. И таких примеров я из своей практики могу привести много.
Можете рассказать о нескольких таких случаях?
— Конечно. Недавно у нас была ситуация, когда наш соотечественник, узнав о возбужденном против него деле, уехал в Турцию, купил там квартиру, получил ВНЖ. А затем, несмотря на уголовное преследование, вдруг решил слетать в Сербию. Наивность здесь просто зашкаливает: он был немедленно арестован, и теперь, скорее всего, будет выдан в страну происхождения. Другой кейс из практики: к нам обратилась девушка, которая также решила «пересидеть» уголовное преследование, но уже в ОАЭ — и это при том, что у нее на тот момент был просрочен паспорт. Ее задержал Интерпол в арабском ресторане: сработала биометрическая камера, и разыскиваемая теперь находится под подпиской о невыезде. Процесс экстрадиции начат. Его можно затягивать, но прогноз откровенно негативный. Вывод очень прост: необходимо мыслить на перспективу, и стараться заранее обезопасить себя.
Как именно это нужно делать?
— Если на вас уже открыто уголовное дело, необходимо тут же инициировать юридическое сопровождение в той юрисдикции, где оно заведено. Оговорюсь сразу: в современных тоталитарных государствах количество оправдательных приговоров стремится к нулю. Надежды на то, что адвокат сможет что-то сделать для того, чтобы «развалить» дело, призрачны. Кассационные инстанции, высокие связи и тому подобное не помогут. Если есть уголовное дело, и человек объявлен в международный розыск, то выход только один – просить о политическом убежище в демократической стране. А для того, чтобы с большей долей вероятности добиться этой цели, и нужны свидетельства того, что вы предприняли все необходимое для своей юридической защиты в стране происхождения. Но, увы, безрезультатно. Заручившись таким свидетельством, можно переходить к следующим активным действиям.
К каким именно?
— Нужно безотлагательно подавать превентивный запрос в Интерпол для блокировки международного розыска. Без этого вы — жертва ситуации. А тот момент, когда розыск не активен, нужно использовать еще более плодотворно: с помощью специалистов в международном праве готовить доказательную базу и запрашивать политическое убежище в демократическом государстве. И уж, конечно, в такой момент не стоит предпринимать никаких активных передвижений, и не пересекать границ. Когда вы отдаете себе отчет в том, какая опасность нависла над вами, есть все шансы успешно защитить себя.
То есть гражданин, на все время рассмотрения запроса о политубежище, находится под защитой, и экстрадиции не подлежит?
— Совершенно верно. Предусмотрительные люди, умеющие анализировать ситуацию, понимают, что, если на тебя завели уголовное дело, то все будет плохо — и еще хуже. В авторитарных режимах невозможно защитить себя правовыми методами. То есть перспектив никаких, нужно быть реалистом, и начинать новую жизнь в новых реалиях. Как это делается на практике? Следует заранее выбирать страну, где вы будете запрашивать политубежище, подготовить весь пакет документов, переехать туда, и немедля обращаться за международной защитой. Как только все эти действия будут осуществлены, начнется процесс рассмотрения прощения, и нужно будет сообщить об этом в Интерпол. Благодаря чему розыск блокируется, и фигурант продолжает вести абсолютно нормальную жизнь, пока не пройдет Комиссия по контролю за файлами Интерпол (CCF). А параллельно, как уже было сказано, необходимо, чтобы адвокаты вели ваше дело на родине, хотя это и бесперспективное занятие.
И все эти меры срабатывают?
— Разумеется, но при условии, что человек ЗАРАНЕЕ готов отстаивать свои права и свободу, как я уже говорил. Вот несколько положительных примеров: наш клиент, выходец из постсоветского пространства, сейчас находится во Франции. На родине он был объявлен в розыск. Не дожидаясь действий со стороны Интерпол, он связался с нами, и мы сразу же подали запрос на политическое убежище и на блокировку международного сыска. Кстати, процесс рассмотрения убежища во Французской Республике довольно долгий: наш доверитель ждет решения уже полтора года. Но это ожидание работает на него — Интерпол не активирован, и мужчине ничего не угрожает.
Другой пример: московский предприниматель, который уже 10 лет назад уехал в Испанию, вел там легальный бизнес, и абсолютно не ждал никаких неприятностей. Однако недавно против него в стране происхождения было выдвинуто сразу несколько уголовных обвинений «задним числом». Не дожидаясь самого плохого поворота событий, мы немедленно заблокировали розыск, и помогли ему собрать кейс для политубежища. Теперь предприниматель также ждет одобрения своего запроса, продолжая спокойную и благополучную жизнь в невропейском пространстве.
Из Вашего рассказа становится понятным, что есть направления, куда уезжать при подобном развитии событий не стоит. Можете их перечислить?
— Как уже упоминалось, многие обвиняемые уезжают в Турцию, получают там ВНЖ, и даже гражданство. Но, как только образовывается международный розыск, таких людей задерживают, лишают статуса резидента, и начинается процесс экстрадиции. В некоторых случаях турецкие власти вообще не церемонятся, и сразу же осуществляют экстрадицию. Второе распространенное направление для бегства — ОАЭ. Там граждане также выправляют ВНЖ, строят какой-то бизнес, и думают, что находятся в безопасности. Все таже глобальная ошибка…. В Эмиратах невозможно запросить политическое убежище, поскольку такого правозащитного института там попросту нет. ОАЭ экстрадируют довольно быстро, и человек оказывается заложником ситуации. Кстати, процесс идеально налажен с точки зрения нанотехнологий: фигуранта базы Интерпол очень легко выявляют с помощью биометрических камер.
Еще необходимо осветить запрос политического убежища в США. Если у человека активен Интерпол, то статус международной защиты получить там крайне сложно. Многие бегут от уголовного преследования в Соединенные Штаты в надежде на то, что убежище им будет предоставлено почти автоматически. Это так не работает. Американская прокуратура активно выступает против подобных кандидатов, считает их неблагонадежными, и максимум, чего удается добиться в данном случае – отказ в депортации. Но в дальнейшем легализация человека в стране будет крайне затруднена; он остается в подвешенном правовом статусе. Очень сложно будет получить грин-карту и т.д.
Насколько я знаю, довольно распространена также «покупка» гражданства, в той или иной стране, за инвестиции…
— Это такой же плохой сценарий: любое приобретенное гражданство легко могут отобрать за неблагонадежность и/или «угрозу национальной безопасности». А попадание в базы Интерпол как раз и есть очень веское к тому основание. Помимо того, гражданство за инвестиции можно вообще не получить, если на вас выпущен хотя бы синий (относительно безопасный) формуляр Интерпол. Его непременно увидит полиция, и иные структуры, проверяющие претендента, и выскажутся за отказ в прошении. Соответственно, деньги будут потрачены напрасно, а угроза международного преследования и экстрадиции не снята.
Но ведь есть и достаточно лояльные в этом вопросе страны?
— Есть. Но и здесь свои подводные камни: допустим, человек получил таким способом гражданство Болгарии или Румынии. С ним все хорошо, никто не лишает его нового паспорта, и не экстрадирует. Однако по факту гражданин оказывается заперт в данной юрисдикции. Если он отправится в третью страну при активном розыске Интерпол, то последствия будут самыми плачевными – все тот же арест и экстрадиция. И переиграть что-то уже будет чрезвычайно сложно: ведь паспорт европейской страны уже приобретен, и это крайне затрудняет в дальнейшем процесс получения политического убежища. Европейские чиновники закономерно и правомочно отправят претендента «по месту прописки» — то есть в то государство, где получено гражданство. Предполагается, что там гражданина защитят от всех опасностей – а это не всегда так.
В завершении Анатолий Фурсов, управляющий партнер юридической компании «Добмровицкий и партнеры» говорит: «Если вы получаете политическое убежище, то автоматически исключаетесь из розыскной базы Интерпол: тем самым признается, что уголовное дело было вызвано дискриминационными причинами, прописанных в нормативах ООН. Такими, как преследование по признаку расы, национальности, из-за политических взглядов, религиозных убеждений, принадлежности к неодобряемой социальной группе и т.д. При положительном решении, розыскной файл будет немедленно аннулирован, и страна, преследующая вас, уже никогда не сможет подать нового запроса в отношении вашей персоны. Точнее подать-то она сможет, но эта заявка не будет рассмотрена: тот, кто получил политубежище, обретает иммунитет. Так что при открытии уголовного преследования, или риска такового, не прячьте голову в песок, а незамедлительно начинайте защищать себя по уже многократно апробированному алгоритму».