Есипенко сообщил, что в Крыму его содержали в СИЗО Симферополя (второе СИЗО оккупанты открыли в городе в 2022 году, говорит журналист) и Керченской колонии, где в каждом бараке было до 30 заключенных.
‘Больше всего там боятся, чтобы в колонии не было бунта. Предупредили: если будешь пытаться здесь как-то свои правила игры устанавливать, мы тебя ‘уработаем’: ты из [штрафного изолятора] ШИЗО не выйдешь и из [специального участка строгого режима] СУС, то есть все это время будешь страдать’, – сказал он.
По словам Есипенко, в заключении разрешали смотреть телевизор, и он вспомнил, как каждый день показывали российскую программу ’60 минут’, которую вела российская пропагандистка Ольга Скабеева.
Журналист рассказал, что в заключении встретил других украинских политзаключенных, в частности Константина Ширинга (ФСБ обвинила его в шпионаже в пользу Украины, мужчина скончался в тюрьме в РФ) и замглавы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джелялова.
Также Есипенко рассказал, как в СИЗО Симферополя привозили украинских военнопленных.
‘Их там отдельно ФСБ охраняла с собаками. […] Мы слышали, как их избивают. Они никаких прав по определению не имели. Они были ‘миражами’ – людьми, которых по документам нет нигде’, – вспомнил Есипенко.
По его словам, в симферопольском СИЗО-2 россияне содержат ‘немалое количество’ граждан Украины с оккупированных Россией территорий.
‘У сотрудников ФСБ в СИЗО-2 есть возможность пытать людей, которых они подозревают в чем-то. Я общался с этими людьми. Я понимаю, что Симферопольское СИЗО-2 – это филиал ‘Изоляции’ в Донецке, где человек – это призрак так называемый. Пока его в правовое поле не ввели, с ним могут делать все, что хотят’, – объяснил Есипенко.