Радио Свобода продолжает цикл "Развилки" – серию публикаций о переломных моментах российской истории, когда она могла пойти совсем другим путем. Какими были исторические альтернативы и почему они остались нереализованными?
Здесь вы можете найти ссылки на предыдущие серии цикла.
8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской Пуще главы РСФСР, Республики Беларусь и Украины подписали договор о роспуске созданного в 1922 году Советского Союза. Как они пришли к этому решению?
Союз, который расшатался
Союз республик пережил кризис во время начатой генсеком ЦК КПСС, а потом президентом СССР Михаилом Горбачевым перестройки. В конце 80-х удачны были новая разрядка в отношениях с Западом, вывод войск из Афганистана, предоставление странам Восточной Европы возможности идти своим путем. Внутри страны – гласность, демократизация расширялись, а вот экономика буксовала: мировые цены на нефть и газ упали, ставка на кооперацию и мелкое индивидуальное предпринимательство и ускорение модернизации тяжелой индустрии не сработали. Горбачев и его соратники никак не могли решиться на переход к рынку, преобразованию всего хозяйства страны. Предполагавшая такие преобразования в СССР программа "500 дней" команды Григория Явлинского была в 1990 году одобрена властями России, а союзными отложена. Вдобавок на окраинах СССР вспыхнули межнациональные конфликты.
Три республики Балтии с 1988–89 годов требовали сначала полной экономической самостоятельности, а затем уже и восстановления утраченного в 1940 году после советской оккупации государственного статуса. 1990 год стал временем "парада суверенитетов". Российская Федерация 12 июня, а Украина 16 июля 1990-го приняли декларации о суверенитете. Формально речь шла об увеличении полномочий, фактически же – о продвижении по пути к самостоятельности. Российские лидеры во главе с Борисом Ельциным видели себя, голосуя за декларацию, хозяевами РСФСР, делегирующей союзному центру лишь ряд полномочий в области обороны и безопасности. Украинский же лидер Леонид Кравчук видел с этого момента суверенитет не столько как независимость, в таком же, как коллеги, ключе, сколько как способ защиты от радикальных преобразований из Москвы.
Смотри также
"Страна давно тяжело больна"
Особые части коммунистической империи, оккупированные Сталиным в 1940 году три страны Балтии – Литва, Латвия, Эстония, шли к тому, чтобы быстро вернуться в прежнее независимое состояние, опираясь на мнение большинства своего населения. За ними шли Молдова, Армения и Грузия, потерявшая независимость в 1921 году после прямой советской агрессии. Эти шесть республик не проводили в апреле 1991 года референдум о сохранении СССР как федеративного государства. Михаил Горбачев рассчитывал, что успешное голосование за сохранение обновленного Союза укрепит его персональные позиции как президента СССР. На свою беду, он был избран главой государства на Съезде народных депутатов СССР, а не всенародно, что снизило его легитимность. Это понимали критики Горбачева – российские реформаторы, когда рекомендовали Борису Ельцину пойти на всенародные выборы, а пост президента России вводить по итогам плебисцита, проводившегося в тот же день, что и голосование о судьбе Союза.
За сохранение и обновление СССР проголосовало большинство участников референдума – 77%. Победа сторонников сохранения СССР, как оказалось, мгновенно ничего не изменила. Горбачеву надо было вести сложные переговоры с главами других республик, как и Россия, объявивших на основе своих референдумов или деклараций о приоритете законов республик над союзными. В Российской Федерации был введен пост всенародно избираемого президента. 12 июня 1991 года им был избран главный критик Горбачева – Борис Ельцин, которого сделали своим лидером демократы. Российские власти, например, добивались одноканальной налоговой системы с прозрачными взносами республик в общий бюджет страны.
Переговоры Горбачева с лидерами республик в Ново-Огареве проходили на фоне обостряющихся национальных конфликтов. Но результаты голосования давали Горбачеву некоторые шансы на превращение по крайней мере части СССР из советского унитарного государства в мягкую федерацию или конфедерацию. В переговорах Горбачева с главами республик удалось выработать текст договора о заключении нового союза – Союза Советских Суверенных Республик как децентрализованной федерации. Этот договор 20 августа 1991 года часть глав республик готова была подписать.