Новости

Россия опустилась на 155-е место в индексе свободы прессы, ниже Беларуси — «Репортеры без границ»

С начала широкомасштабного российского вторжения в Украину свобода прессы в России практически перестала существовать, считают эксперты международной организации «Репортеры без границ» (RSF). 3 мая RSF опубликовала ежегодный рейтинг стран по уровню свободы прессы. За прошедший год Россия опустилась со 150 на 155-ю позицию из 180.

«Более сотни журналистов и целые редакции в 2021 году были объявлены «иноагентами», многие из-за этого были вынуждены прекратить работу», — напоминают авторы доклада. В частности, закрылись радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «Дождь» и «Новая газета», которую возглавлял лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов.

При определении места России в индексе учтен и запрет в стране соцсетей Facebook, Twitter и Instagram, а также появление законодательных норм военной цензуры: за распространение сведений об армии РФ, которые власти сочтут дезинформацией, грозит до 15 лет тюрьмы.

Украина опустилась за год в рейтинге RFS с 97 на 106-ю строчку. По данным «Репортеров без границ», как минимум семь сотрудников СМИ погибли в Украине во время работы за первые два месяца боевых действий. А Национальный союз журналистов Украины сообщил, что с начала российского вторжения в Украине погибли минимум 20 журналистов.

Российские военные «целенаправленно нападали на группы журналистов и бомбили телебашни в ряде городов». «Неоднократно сотрудников СМИ похищали или давление оказывали на членов их семей, чтобы заставить их (журналистов) замолчать», — говорится в пресс-релизе RSF. Там также отмечается, что 20 марта общенациональные телеканалы указом президента Украины Владимира Зеленского были объединены ради проведения единой информационной политики.

По данным RSF, в Белоруссии, где «диктатор Александр Лукашенко с момента своего «переизбрания» в августе 2020 года преследует независимых журналистов с большой жестокостью» и их приговаривают к тюремным срокам, ситуация со свободой прессы даже лучше, чем в России. Белоруссия занимает в рейтинге 153 место.

В государствах Средней Азии, по оценке «Репортеров без границ», «определенная доля свободы прессы и плюрализма СМИ» имеется лишь в Киргизии, которая занимает в рейтинге организации 72 строчку. В то же время Туркменистан находится на 177-й позиции. Еще хуже ситуация только в Иране, Эритрее и Северной Корее. Также в десятку стран с жестким контролем информационного пространства входят Мьянма, Китай, Вьетнам, Куба, Ирак, Сирия и Палестинская автономия.

Как и в 2021 году, самой благополучной ситуация со свободой слова остается в скандинавских государствах: Норвегии (1 место), Дании (2 место) и Швеции (3 место). Кроме того, в пятерку лидеров впервые вошла страна с постсоветского пространства — Эстония, которая заняла 4 место. На девятом месте оказалась Литва.

Германия, Франция, США и Италия заняли 16, 26, 42 и 58 место соответственно.

«Убийства и похищения, задержания и физические нападения — все это лишь различные проявления одной и той же проблемы: правительства, группы интересов и отдельные лица хотят при помощи насилия помешать сотрудникам СМИ вести независимое освещение событий, — говорит официальный представитель «Репортеров без границ» Михаэль Редиске, которого цитирует DW. — Этот феномен мы наблюдаем в различных регионах мира: России, Мьянме или Афганистане, даже в Германии, где уровень агрессии по отношению к журналистам достиг невиданных высот».

В 2022 году RSF впервые использовала для составления рейтинга новую методику, учитывающую пять дополнительных факторов, влияющих на ситуацию со свободой прессы в той или иной стране, а именно: политический, экономический и социокультурный контекст, правовые рамки и ситуацию в сфере безопасности.

Источник:theins.ru

Related posts

Спортивный директор футбольного клуба Ахметова ‘Шахтер’ инициирует помощь Украине всеми участниками Лиги чемпионов

author

‘Читающая книги нация всегда будет побеждать врага, зомбированного путинским телевизором’. Буданов показал книги, которые планирует прочитать

admin

Украина предложила обменять раненых защитников Азовстали на российских пленных

author