Она начала исследования в 2020 году во время эпидемии коронавируса в Калифорнии. В то время врач только что завершила исследовательский проект о влиянии инфекционной болезни Зика на врожденные дефекты у ребенка. И была обеспокоена, что COVID может иметь такие же последствия. Поэтому она связалась с будущими матерями, чей тест на коронавирус показал положительный результат, и приступила к новому исследованию. В нем, говорится в сообщении, приняли участие примерно 250 пар мать-ребенок.
Когда его участницы начали рожать, коллеги Нильсен из детской больницы Mattel UCLA зафиксировали, что нуждающихся в интенсивной терапии младенцев было ‘необычное количество’. После анализа видеозаписей детей и оценки их движений установили, что у 14% из них есть признаки проблем с развитием.
В возрасте шести-восьми месяцев в клинике обнаружили, что 13 из 109 младенцев, рожденных от инфицированных матерей (а это почти 12%), отстают в развитии. В то время как дети из контрольной группы, рожденные до пандемии, в том же возрасте показывали нормальное развитие.
После таких результатов к исследованию добавили еще младенцев, чьи матери во время беременности переболели инфекцией SARS-CoV-2. Из них примерно 11,6% детей имели когнитивные, моторные или речевые проблемы, процент детей с подобными нарушениями нервной системы, чьи мамы не болели коронавирусом, составлял 1,6%.
Когда старшему из детей исполнилось 2,4 года, исследование выявило, что у 23 из 211 детей (почти 11%) есть расстройство аутистического спектра.
На медицинской конференции в Копенгагене, где обнародовали эти выводы, сравнили их с ожидаемой распространенностью аутизма среди детей этого возраста, которая составляет 1–2%. То есть оказалось, что показатели исследуемых детей превышают основные в 5–10 раз.
‘Что-то действительно происходит, – заявила Нильсен. – Мы не хотим тревожить мир, но это то, что показывают наши данные’.
Bloomberg отмечает, что врач опасается вызвать ненужные страхи, тем более что ‘точные триггеры аутизма до сих пор неизвестны’, заболевания связывают с генетическими факторами и факторами окружающей среды. Отдельно сообщают, что в результате исследований Нильсен и ее коллег выяснили, что вакцинация защищает матерей от акушерских осложнений COVID и что ранняя диагностика отклонений способна помочь выбрать правильную терапию и значительно облегчить жизнь ребенка с диагнозом ‘аутизм’.
Ученые, ознакомившиеся с трудом врача UCLA, считают, что для четкого понимания влияния вируса, вероятно, понадобятся исследования с участием более 10 тыс. детей. В то же время они отмечают, что исследование коллеги заслуживает серьезного внимания из-за последовательности выводов и профессиональности, в частности тем, что предполагает использование стандартизированных инструментов оценки развития ребенка на разных этапах, а не электронные медицинские записи или анкеты, заполненные родителями.
Пока Нильсен продолжает анализировать сохраненную кровь и другие образцы младенцев в своем исследовании.
‘Это новый возбудитель. Мы не знаем, как он ведет себя. На пути могут произойти вещи, которых мы не ожидали’, – говорит инфекционист.