Интервью

Наблюдателей воспринимают как врагов. Правозащитник Галым Агелеуов о нарушениях на выборах в Казахстане

Правозащитник, глава общественного фонда Liberty Галым Агелеуов работал наблюдателем во время парламентских выборов, которые завершились в Казахстане в воскресенье. ЦИК страны заявил, что выборы состоялись: явка составила более 63%. В эфире Настоящего Времени Агелеуов рассказал, почему независимые наблюдатели сомневаются в высокой явке и как их работе препятствовали на участках.

Embed

Поделиться

Правозащитник Галым Агелеуов о нарушениях на выборах в Казахстане

Embed

Поделиться

Код скопирован в буфер обмена

ширина

px

высота

px

The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00

0:05:41

0:00

— Насколько я знаю, сегодня вы еще и наблюдатель. Расскажите, как прошло голосование? Что вы видели своими глазами?

— Процесс голосования с утра начался с проблем для наблюдателей, независимых наблюдателей в первую очередь. Из-за ПЦР, из-за других препятствий не все они смогли прибыть на участки. Например, в "Общественном объединении независимых наблюдателей" из 126 человек в Алматы [не все] смогли прийти на избирательный участок с ПЦР-тестами, из них только около шестидесяти смогли сесть и участвовать в наблюдении.

Сейчас, к 20:00, давление резко усилилось. Потому что явка была крайне низкая. 10, 11, 12% – это средняя явка по городу Алматы. Тогда как ЦИК будет давать другие данные. Им сейчас нужно повысить явку в пользу "Нур Отана". Поэтому они сейчас стараются удалить наблюдателей с подведения итогов по избирательным участкам.

К сожалению, получилось так, что само государство и государственные структуры активно давят на независимых наблюдателей и их воспринимают как врагов. Хотя мы делаем общее дело, чтобы были честные выборы в стране. И кто, как не государство, заинтересовано в том, чтобы этот процесс был прозрачным и чистым. Более того, дезавуировано было заявление Берика Имашева, главы ЦИКа, который заявил, что запрещена фотофиксация, видеофиксация на избирательных участках. В последние два дня он дезавуировал это заявления, заявив, что оно носило лишь рекомендательный характер. Но многие председатели избирательных комиссий приняли эту информацию [как руководство] к действию. И любых наблюдателей, которые снимали на видео, фотографировали, удаляли с избирательного участка. Особенно это касается 20:00, времени закрытия избирательных участков, когда начинается подсчет голосов.

— Сегодня с некоторых избирательных участков выгоняли даже журналистов, у которых не было отрицательного ПЦР-теста на коронавирус. Имели ли право полиция или члены избирательной комиссии делать это?

— Никто не имел права удалять с участка людей, которые не нарушают закон. Закон о выборах должен быть равен для всех. Наблюдатель имеет право видеть все процедуры, которые происходят на избирательном участке. Тем более процедуры голосования, процедуры заполнения списка избирателей и процедуры итогового подсчета голосов. Все эти процедуры он должен видеть в непосредственной близости, особенно галочки на бюллетенях. Но избирательные комиссии посадили наблюдателей за какие-то ленточки, за три-четыре метра, запрещали подходить вплотную, так, чтобы они могли фиксировать это. Главная функция наблюдателей – фиксировать и видеть – не была выполнена. Здесь идет нарушение прав наблюдателей. И оно повсеместно, к сожалению.

— Еще один момент – кабинки для голосования были открытыми. Это какое-то ноу-хау в соблюдении тайны голосования?

— Очень много нареканий возникло. Комиссии часто ссылались на санитарно-эпидемиологические нормы. То они выгоняли наблюдателей с избирательных участков, то они совершали санобработку. В результате наблюдателей выгоняли с участка, и в этот момент, возможно, происходили какие-то нарушения или вбросы. Но факт в том, что разница между официальной явкой и явкой наблюдателей уже велика. По нашим данным, на 18:00 явка составила по городу Алматы только 12%, по тем участкам, где были наши наблюдатели. Официальные данные в два раза выше.

— Сегодня были очередные жесткие задержания протестующих. Токаев обещал, что выражать свое мнение будет проще. И даже принял новый закон о митингах. Но сегодня мы убедились, что ничего не изменилось. Или стало еще хуже?

— У нас просто нет ощущения, что есть какое-то президентство Токаева. К сожалению, все осталось, как было. И эта авторитарная система продолжает паразитировать на гражданском обществе, она сдерживает развитие страны. Государство не должно видеть в своих гражданах врагов. Оно должно вместе строить эту страну. А не ограничивать в правах и уничтожать любое свободомыслие в нашей стране. Что, к сожалению, происходит, и эти выборы тому показатель.

Источник:www.currenttime.tv

Related posts

Подлетаешь к кабине, показываешь, что у тебя на брюхе ракеты. Авиаэксперт – о том, как Минск заставил сесть самолет с Протасевичем

author

Не от моего имени. Елена Фанайлова – об антивоенных инициативах

author

Политический тупик – и как из него выйти. Политолог Дмитрий Болкунец о перспективах белорусского протеста

author