В Болгарии на днях отметили 80-ю годовщину "черного четверга". В ночь с 1 на 2 февраля 1945 года на краю воронки, образовавшейся в результате бомбардировки в районе Софийского центрального кладбища, были казнены представители политической, военной и интеллектуальной элиты Болгарии. Это событие остается символом противоречий между болгарами, придерживающимися разных взглядов на историю страны, и наследием коммунистического режима.
Именем народа, с согласия Кремля
Смертный приговор членам трех правительств, правивших Болгарией с 1941 по 1944 год, а также трем регентам, 22 министрам, 67 депутатам, 47 генералам и старшим офицерам, журналистам и публицистам вынес всего за несколько часов до казни Народный суд – орган, созданный Отечественным фронтом во главе с Болгарской коммунистической партией (БКП) после прихода к власти в сентябре 1944 года. Права обжалования приговора жертвы произвола нового режима были лишены. Это массовое убийство, осуществленное коммунистическим правительством и одобренное Москвой, пишет faktor.bg, стало одним из самых кровавых актов красного террора, охватившего страну сразу после переворота 9 сентября 1944 года.
Преступления, с которых начала свою историю коммунистическая власть в Болгарии, подробно описаны в изданной в 1997 году "Чёрной книге коммунизма". В ней отмечается, что наибольшее число жертв в Болгарии, от 30 до 40 тысяч человек, принесла "стихийная чистка". В результате этих расправ погибли главным образом видные местные деятели – мэры городов, учителя, священники, коммерсанты.
Смотри также
День разъединения. Русофильские мифы о Болгарии
Целью так называемых народных судов была ликвидация политической и интеллектуальной элиты, которая могла стать ядром сопротивления тому, что происходило в Болгарии, отмечает директор Института исторических исследований при Болгарской академии наук Даниел Вачков. Некоторых политиков и государственных деятелей похищали и доставляли в Москву для допросов так, что об этом не знало даже тогдашнее правительство. Задокументированные инструкции находившегося в Москве главы болгарской компартии Георгия Димитрова по вынесению приговоров ("Никто не должен быть оправдан") разоблачают Народный суд как орган политических репрессий, подчёркивает Вачков.
В сентябре 1944 года, после того как Красная армия вошла в Болгарию, ряд болгарских политиков, включая офицеров и высших чиновников, были арестованы советскими военными и секретными службами (НКВД). Среди них был бывший премьер-министр Иван Багрянов (приговорён Народным судом и казнён в 1945 году), офицеры, дипломаты и промышленники. Эти аресты часто проводились без ведома или согласия нового правительства Отечественного фронта, которое пришло к власти после 9 сентября 1944 года и фактически подчинялось Москве. Многие из похищенных были вывезены в СССР, где некоторых судили как "вражеских элементов" и отправили в лагеря.
Масштабами начавшейся бойни были ошеломлены даже союзники коммунистов по Отечественному фронту, хотя и они подписывали декрет о Народном суде, отмечает историк Михаил Груев. Задача была чисто практической: расчистить политическую почву для следующих шагов Коммунистической партии по установлению открытой диктатуры, внушить страх всему обществу. Всего в качестве обвиняемых было привлечено около 11 тысяч человек, из которых более 9 тысяч были осуждены. Из них 2 730 человек приговорены к смертной казни, остальные – к различным срокам лишения свободы, включая пожизненное заключение. Почти все приговоры включали в себя конфискацию имущества: не только эти люди, но и их родственники и наследники должны были быть полностью социально маргинализированы. Народные суды привели к созданию нового типа государственно-политической системы и иного облика болгарского общества.