Новости

Полусухой закон. Грозят ли России ограничения продажи алкоголя?

В России запахло новой антиалкогольной кампанией. Резкие заявления делают региональные чиновники и депутаты Госдумы: они требуют ограничить время продажи спиртного несколькими часами в день. Такой "полусухой закон" уже ввели в Чечне и Якутии, и остальным регионам нужно последовать их примеру, настаивают борцы с крепкими напитками.

Алкогольную отрасль заставляет нервничать и пересмотр итогов приватизации, который уже второй год набирает обороты в России. В этом году национализировали крупную фирму "Кубань-Вино", и некоторые восприняли это как первый шаг к госмонополии на алкоголь. Впрочем, кубанский производитель спиртного достался государству "на сдачу" во время деприватизации совершенно других активов, то есть здесь нет целенаправленной национализации алкогольной отрасли.

Весь 2024 год российские регионы наперегонки друг с другом ограничивали продажу алкоголя. Только за последние месяцы не менее десяти субъектов РФ объявили о таких мерах или о намерениях их ввести (Ленинградская, Свердловская, Ярославская, Иркутская, Курганская области, Чувашия, Удмуртия и другие). Но эти запреты не отличаются радикальностью.

Смотри также

Где еда, а где политика? Разговор с историком кухни Павлом Сюткиным

Демографы признают, что ограничивать рынок алкоголя в России нужно, но совершенно не теми методами, за которые ратуют энтузиасты нового сухого закона. Пока что очевидно, что в России сейчас борются с алкоголем только на словах. Продажи спиртного растут вместе с доходами бюджета, и правительство не собирается отказываться от этих денег: слишком много их нужно для войны. Алкогольное лобби достаточно влиятельно, особенно на уровне регионов, и скорее производители добьются отмены уже существующих запретов, чем власти введут новые.

Водочный федерализм

Пожалуй, единственный вид федерализма, который существует в сегодняшней Российской Федерации, – это право регионов самостоятельно регулировать время продажи алкоголя. Любой губернатор может ввести свои "счастливые часы": кто-то велит закрывать алкогольные отделы уже в 21.00, а где-то гуманно разрешают торговать аж до 23 часов. "Им не нужно согласовывать это с администрацией президента – все отдали на откуп регионам. Пусть сами решают, что им важнее – акцизы или жалобы на то, что народ спивается", – сказал нам эксперт алкогольного рынка.

Местные чиновники и депутаты (им это право дано федеральным законом) в основном ограничивают работу так называемых "наливаек". Сразу скажем, что в законе такого термина нет. Но в быту словом "наливайка" называют небольшие торговые точки с дешевым алкоголем – как правило, пивом и крепкими напитками. Вопреки федеральному запрету на круглосуточную продажу спиртного в магазинах, эти заведения не останавливают торговлю ночью – они просто переходят на продажу в разлив. Но, так как технически невозможно проконтролировать, откупоривают ли в таком заведении бутылку или нет, ночью оно "притворяется" кафе и успешно продолжает продавать горячительное навынос.