Новости

Ретро-комедия о начале 70-х стала одним из фаворитов оскаровской гонки

В Музее движущихся образов (Museum of the Moving Image, сокращенно MoMI) в Астории (Квинс) прошла полная ретроспектива американского кинорежиссера Александра Пейна, начиная с его памятного игрового дебюта 1996 года «Гражданка Рут» (Citizen Ruth).

В завершающий вечер ретроспективы в переполненном зале MoMI показали его новую ретро-комедию «Оставленные» (The Holdovers), а затем на сцену поднялся Александр Пейн и ответил на вопросы куратора музея Эрика Хайнса (Eric Hynes) и зрителей.

Документальное видение

Название новой картины Пейна перевели на русский как «Оставленные». Пол Джаматти играет Пола Ханхэма, пожилого преподавателя истории древнего мира в престижной школе-интернате в Массачусетсе, одинокого холостяка с трудным характером.

Завязка несложная – одного из учащихся, скептичного, авантюрного и несговорчивого Ангуса, школьное начальство вынуждено оставить на рождественские каникулы в стенах интерната, так как его мама и ее новый муж отказались взять парня домой на праздники. Надзирать над ним назначили Ханхэма, а обеспечивать питанием поручили добродушной чернокожей поварихе Мэри. Очень разные люди, эти трое «оставленных». Но несколько зимних дней, проведенных под одного крышей, самым неожиданным образом сблизили их, открыв их сердца друг другу. В фильме много юмора и трогательных моментов, что вообще характерно для экранной стилистики Пейна.

Вопрос авторского контроля над сценарием и итоговой сборкой фильма для Пейна как драматурга и режиссера всегда был наиважнейшим. Поэтому не случайно первый вопрос модератора обсуждения в MoMI коснулся сотрудничества со сценаристом Дэвидом Хэмингсоном.

Александр Пейн на съемках. Courtesy of Focus Features

«Я предложил идею фильма, и мы с Дэвидом какое-то время перебрасывались идеями и сюжетными ходами, – рассказал Пейн. – Он хорошо знает эти края (Новую Англию), сам он родом из Нью-Хейвена, учился в школе-интернате в Хартфорде. Мы остановились на нескольких сюжетных ходах. Я подправлял сценарий несколько раз, ведь для меня очень важен личный опыт, точное ощущение от пережитого. У меня есть свой набор инструментов для достоверного ноказа места действия, будь-то Небраска, Южная Калифорния, Гавайи и Северо-Восток страны. Я выработал то, что могу назвать, пусть несколько претенциозно, документальным видением».

Почему временем действия «Оставленных» избрана зима 1970-1971 годов?

«Мне ужасно нравится путешествовать во времени, – ответил Пейн. – То время было драматичным и интересным – Никсон, Вьетнам, массовые протесты. Хотя войны впрямую в фильме нет, она незримо присутствует. Сын поварихи Мэри погиб во Вьетнаме, и облако смерти витает над мальчишками из интерната, которых через какое-то время могут призвать в армию. Фильм можно считать ностальгическим путешествием в прошлое. Об этом мы недавно говорили с Альфонсо Куароном, я очень высоко ценю его автобиографический фильм «Рома». Из той эры начала 70-х, мне очень нравится первый фильм Хэла Эшби «Землевладелец» (The Landlord), его стилистика и текстура».

Любопытно, что кинокритик Variety Питер Дебруж сравнил «Оставленных» с фильмами Хэла Эшби («Гарольд и Мод», «Будучи там»), назвав ленту Пейна «потерянной классикой 70-х». А Стивен Фарбер из Hollywood Reporter похвалил фильм как «захватывающую и трогательную комическую драму, которая аккумулирует энергию по мере того, как движется к всецело удовлетворяющему финалу».

Греческие корни

Послужной список Пейна впечатляет. Открыла ретроспективу черная комедия «Гражданка Рут» (Citizen Ruth), где Лора Дерн блеснула в роли недалекой беременной женщины, которую пытаются использовать как марионетку сторонники и противники абортов.

Второй его режиссерской работой стала молодежная сатира «Выскочка» (Election). Затем последовали трогательная драма «О Шмидте» (About Schmidt) с Джеком Николсоном», комическая роуд-муви «На обочине» (Sideways), получшая «Оскара» за сценарий, элегантная гавайская драма «Потомки» (The Descendants) c Джорджем Клуни, пронзительная провинциальная драма «Небраска» (Nebraska) с Брюсом Дерном и Джун Скуибб.

В 2017 году он снял научно-фантастическую притчу «Короче» (Downsizing) с Мэттом Деймоном и Кристен Уиг. И вот, после семилетней паузы – новая работа, которую некоторые критики считают его лучшей лентой.

«Оставленные». Кадр из фильма. Courtesy of Focus Features

Что же касается фильма «Короче», то, по мнению многих, это творческая неудача Пейна. Во время обсуждения в MoMI сам режиссер, характеризуя его прокатную судьбу, употребил выразительное словцо tanked (to tank – с треском провалиться). «Несмотря на коммерческий замах, фильм провалился», – сказал он.

Александр Пейн родился в 1961 году в Омахе, штат Небраска, который он запечатлел в нескольких своих фильмах, включая «Небраску» с Брюсом Дерном в роли пожилого чудака, который стал жертвой почтовой «разводки».

Его мать Пегги – греческого происхождения, отец Джордж – греческого и немецкого. Они владели греческим рестораном в Омахе. Фамилию Пападопулос дедушка Александра заменил на Пейн, предположительно в честь Томаса Пейна, идеолога Американской революции. Александр – младший из трех братьев.

Пейн окончил Стэнфордский университет, где изучал испанский язык и историю. Затем последовала учеба в киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Его дипломный фильм показали в Санденсе, после чего компания «Мирамакс» финансировала полнометражный дебют «Гражданка Рут».

«Александр Пэйн всегда под микроскопом рассматривает культурные, политические и эмоциональные реалии Америки, – говорится в пресс-анонсе ретроспективы. – И в то же время никогда не забывает о задаче рассмешить зрителей. Редкий талант вкупе с умением работать с актерами ощущается во всех его фильмах, психологически острых художественных исследованиях характеров неудачников и маргиналов, нередко граничащих с сатирой».

Норма и странности

В кинематографических кругах у Пейна стойкая репутация мастера, умеющего работать с актерами, которые в его картинах проявляют свои лучшие качества. Подтверждением тому служит внушительный список звезд, получивших оскаровские номинации за роли в его фильмах – Джек Николсон, Кэти Бейтс, Томас Хайден Черч, Вирджиния Мэдсен, Джордж Клуни, Брюс Дерн и Джун Скуибб. В этом году к ним добавились Пол Джаматти и Давайн Джой Рэндолф.

Джаматти впервые снялся у Пейна в сентиментальном и смешном роуд-муви «На обочине». Сейчас, почти десять лет спустя, у них обоих, а также у малоизвестной актрисы ДаВайн Джо Рэндолф, есть шансы получить премию «Оскар» на предстоящей в марте главной наградной церемонии в мире.

В фильме «На обочине» герой Джаматти – писатель Майлс, закомплексованный и пугливый знаток вин, отправившися в поездку по винодельческим районам Калифорнии в компании с приятелем-актером, плейбоем и жуиром, словом, полной его противоположностью. Этот дуэт – Джаматти и Черч высекают из сценария (за который Пейн получил «Оскара») бездну юмора.

«Оставленные». Кадр из фильма. Courtesy of Focus Features

Впрочем, любители сериалов запомнили Джаматти по сугубо серьезным, драматичным ролям. Например, в образе Джона Адамса, выдающегося философа и политика эпохи Американской революции (John Adams), и сурового федерального прокурора, наводящего ужас на нечистых на руку дельцов Уолл-стрита («Миллиарды», Billions).

В некоторых зрительских отзывах героя Джаматти в «Оставленных» сравнивают со Скруджем. Сам актер не отрицает сходство с вредным скупердяем из классического рассказа Диккенса. «Фильм пронизан рождественским духом, — говорил 56-летний Джаматти в интервью телеканалу CBS News. – Только я бы добавил, что Скрудж присутствует в каждом из трех главных героев фильма. Всем им нужно что-то изменить в своей жизни».

В последние недели имя Джаматти все чаще фигурирует в списках оскаровских фаворитов. В его копилке победа на церемониях «Золотой Глобус» и «Выбор критики».

Пейн говорил, что роль учителя писалась специально на Джаматти. «Почему это так? – вопрошал актер. – Кому может быть интересен человек, от которого пахнет рыбой и которого никто не любит? Затем я подумал и понял почему это мне интересно».

Одна из причин: сам Джаматти учился в школе-интернате в Коннектикуте. «Обстановка в такой школе мне очень знакома, – продолжал актер. – Я помню таких придирчивых преподавателей, как мой герой. Наверное, сейчас многое изменилось».

Джаматти говорит, что в интернате не был возмутителем спокойствия, хотя и признает, что иногда прогуливал уроки, чтобы почитать для души в школьной библиотеке. Любовь к книгам и чтению передалась ему от матери, которая была учительницей, и от отца, который был президентом Йельского университета, а позднее возглавлял Высшую лигу бейсбола.

Джаматти поздно, уже по окончании колледжа, начал свою актерскую карьеру, причем сначала в театре, а потом в кино. В таких громких лентах, как «Свадьба лучшего друга» (My Best Friend’s Wedding) и «Спасая рядового Райана» (Saving Private Ryan) ему достались маленькие роли, но его запомнили и карьера пошла вверх. Прорывной ролью стал Майлс в комедии Пейна «На обочине».

Его герои, включая Майлса, всегда имеют странности, всегда таят грехи прошлого, которые в самый критический момент выпадают как скелеты из шкафа. Джаматти это импонирует. «Обычно через такие странности мой герой сближается с другими людьми, находит путь к их сердцам. Мне нравятся такие странные характеры, для меня они и есть норма».

Случайность и судьба

Достойную компанию Джаматти составили Доминик Сесса и Давайн Джой Рэндолф.

Успех Рэндолф можно считать свого рода ответом чернокожей Америки на популярность Мелиссы Маккарти, ставшей первой белой толстухой, «дослужившейся» до главных ролей. Мэри, героиня Рэндолф, вызывает сочувствие зрителей. Ее сын, бывший ученик этой же школы, где она работает, погиб во Вьетнаме. 37-летняя актриса уже награждена премией «Золотой Глобус». Шансы ее получить «Оскара» в категории «лучшая женская роль второго плана» считают высокими.

Куратор Эрик Хайнс и режиссер Александр Пейн на показе «Оставленных» в МоМИ. Photo: Oleg Sulkin

Рэндолф родом из Филадельфии. Училась она в летней музыкальной школе в Мичигане, изучала драму в Темпл-университете, а затем в Школе драматических искусств Йельского университета. Переехала в Нью-Йорк, где работала бэбиситтером. По счастливой случайности получила роль в пьесе «Призрак», поставленной в Лондоне, за что получила первую номинацию на премию «Тони».

Доминик Сесса, сыгравший Ангуса, доставляющего много хлопот учителю-опекуну, хотя и не попал в оскаровскую актерскую номинацию, но, несомненно, засветился на радарах самых влиятельных кастинг-дтректоров Голливуда. Эта роль подарила ему более двадцати пяти актерских номинаций самого разного калибра. Как лучший молодой исполнитель он получил награду «Выбор критиков».Так что в скором времени можно ожидать появления фильмов с его участием.

Доминик Сесса вырос в южном Нью-Джерси. Он родился в Черри-Хилл, жил в Эгг-Харбор и Оушн-Сити. Учился в школе-интернате Дирфилд-Академи в Новой Англии. Это, несомненно помогло ему в работе над ролью Ангуса, которая стала дебютом 21-летнего актера в кино.

На встрече в MoMI Пейн высказал намерение свой следующий фильм снять за рубежом. «Где именно? В списке моих разрабатываемых проектов значатся Франция, Дания и другие страны, в том числе Греция, ведь я недавно получил греческое гражданство».

Его спросили, что больше всего его привлекает в профессии кинорежиссера.

«Две вещи, – ответил Пейн. – Поиск локаций для съемок и монтаж фильма. Мне нравится работать с хорошими актерами. И я даже, чего греха таить, иногда прошу их повторить дубль, хотя с предыдущим дублем все нормально, просто хочется насладиться нюансами актерской игры».

Пейн сказал, что хочет в будущем еще раз посотрудничать с Дэвидом Хэмингсоном и реализовать свою мечту сделать вестерн, сделав местом действия родную ему Небраску.

Related posts

Лиз Трасс вступила в должность главы правительства Великобритании

author

Итоги дня: опер на миллион, сроки для дагестанских чиновников и темные тучи над «Аэрофлотом»

author

Российские военные следят за ракетным эсминцем ВМС США в Черном море

author