Новости

Сериал о продаже органов. Новая интерпретация Чехова (с Ларисой Гузеевой). И еще одна история о 1990-х, снятая по-линчевски Один из этих летних российских телепроектов мы вполне рекомендуем. Угадайте, какой

В России летом 2025 года вышли три сериала: «Хирург» с Сергеем Гилевым, «Три сестры» с Ларисой Гузеевой и «Путешествие на солнце и обратно» с Марком Эйдельштейном. Кинокритик Алексей Скворцов по просьбе «Медузы» рассказывает о новых теле-шоу.

Хирург

Start, Иви

Сергей Коваленко (Сергей Гилев), бывший талантливый хирург-трансплантолог, сбегает из тюрьмы — туда герой попал по ложному обвинению в убийстве своей возлюбленной, журналистки Марины (Анна Завтур).

За три года до этого коллеги подставили его, чтобы скрыть нелегальный бизнес по продаже человеческих органов. Жертвами, как правило, становились иностранцы, которые приехали в Россию на заработки и из-за нищеты и долгов оказались в отчаянном положении. Теперь, сражаясь за свою жизнь, Сергей хочет добиться справедливости и восстановить свое имя. Для этого ему предстоит узнать, что на самом деле случилось с погибшей Мариной, и какие улики и свидетельства, стоившие девушке жизни, ей удалось разыскать. 

Тема подпольной хирургии уже поднималась в популярном сериале с Любовью Аксеновой «Почка», но новый проект режиссера Ильи Ермолова («Разрешите обратиться» и «Золотое дно») показывает кровавый бизнес с более мрачной и жестокой стороны. «Хирург», продолжая отечественный сериальный тренд на «чернуху» и насилие, по полной эксплуатирует обывательский страх пересадки органов и потери контроля над собственным телом. Медицина, призванная спасать жизни, в сериале показана коррумпированным миром, отражающим социальное неравенство в стране: богатые и власть имущие тайно и безнаказанно отбирают у бедных все, включая их органы.  

Жанрово «Хирург» постоянно балансирует между триллером и мелодрамой. Ощутимую часть сериала занимают любовные интриги, и композиционно это не всегда удачно работает, зачастую тормозя темп довольно банальной мыльной оперой. Впрочем, кровавые подробности подпольного бизнеса тоже, скорее, получились неубедительными и нарочито эксплуатационными.

Главным образом сериал держится на актере Сергее Гилеве, сыгравшем, в общем, идеального персонажа нуара: сложного, травмированного и амбивалентного мстителя, которому нечего терять в мире, погрязшем во зле. 

Три сестры

Kion

Сестры Ира (Юлия Александрова), Оля (Маруся Климова) и Маша (Полина Гухман) во всех своих жизненных неудачах винят родной Нижний Новгород. Им кажется, достаточно переехать в Москву, и тут же все изменится к лучшему. Однако, чтобы осуществить мечту, требуются деньги, а они есть только у их матери Татьяны (Лариса Гузеева), владеющей успешным ювелирным бизнесом. Но той теперь не до дочерей, ведь она встретила мужчину мечты, молодого сочинского массажиста Никиту (Павел Деревянко). Возмущенные сестры решают избавиться от маминого ухажера, подозревая, что он всего лишь наглый альфонс. 

Идея нового переосмысления чеховских «Трех сестер» принадлежит драматургу, певцу столичных страстей Александру Цыпкину. Фактически, это те же его «Беспринципные», только в Нижнем Новгороде, снятом так же открыточно парадно, как и Патриаршие пруды в Москве. Режиссером выступила дебютантка Маруся Трубникова, а написала сюжет Екатерина Богомолова, ранее работавшая над «Беспринципными в Питере». Неудивительно, что от Чехова здесь только фабула — утомленные девушки мечтают покинуть родной дом в поисках мечты и счастья. На деле же это очередная проходная история о том, что счастье там, где твоя семья. 

Несмотря на то, что «Три сестры» делались в основном женщинами, в сериале много гендерных стереотипов и типичного юмора ТНТ (директор канала Тина Канделаки выступила продюсером, а шоумен Павел Воля — рассказчиком истории). Мало того, что между Ларисой Гузеевой и Павлом Деревянко практически нет комедийной искры, но и поверить в «молодость» последнего все-таки довольно трудно, и это очевидный кастинговый промах. Сами сестры тоже не очень спелись, и все внимание на себя берет старшая в исполнении Юлии Александровой.

Смотреть «Трех сестер» довольно мучительно, и, в общем, не за чем. Это лишь очередное паразитирование на классике, где под известным брендом продают дешевую комедию о том, как похорошели российские регионы. 

Путешествие на солнце и обратно

Start

Отец (Кирилл Полухин) приводит девятилетнего сына Руслана (Олег Чугунов) на свадьбу своих друзей бандитов. Посреди кутежа мальчик увидел ангела (Мария Мацель) — обнаженную невесту, купающуюся в озере. Скоро она выйдет замуж за сына криминального авторитета и исчезнет из жизни героя навсегда. Но Руслан поклялся, что обязательно найдет ее. А потом наступили 1990-е. Все изменилось, только любовь к той девушке так и не прошла.  

Российские сериалы про лихое десятилетие уже обросли своими штампами и стали похожи один на другой. В «Путешествии на солнце и обратно» тоже есть бандиты, бесперспективная глубинка и осмысление травм прошлого. Но, в отличие от многих других проектов на схожую тему, это не очередной «правдивый» портрет эпохи, а поэтическая медитация, или, проще говоря, попытка увидеть 1990-е по-линчевски. Режиссер Роман Михайлов — главная надежда российского авторского кино, плодовитый человек-оркестр, математик, писатель, снимающий по три фильма в год. «Путешествие на солнце и обратно» — работа, в которой воплотились главные темы его творчества: магический реализм, лудомания, бандитские сказки и эзотерический выход за грани восприятия. И 1990-е у него получились сомнамбулические и медитативные, хотя все равно узнаваемые. 

Сам Михайлов, снявший сериал по мотивам собственного романа, называет «Путешествие» самым зрительским своим проектом. Центральная тема — поиски живой любви в пространстве постсоветской жестокости, — и подключиться к этому густому сну очень просто. На экране возникают привычные образы того времени: боксерские клубы, разговоры о Лимонове и русском национализме, гаражи и бывшие советские заводы. В сериале много причудливых, порой юродивых героев, как, например, философ из психиатрической лечебницы Ласло, сыгранный Марком Эйдельштейном, появляются и частые гости михайловской киновселенной — рэперы Бледный и Хаски.

«Путешествие на солнце и обратно», пожалуй, не назовешь главным или лучшим проектом режиссера. Скорее, это красивая кульминация трех лет его творчества, самого живого и самобытного в современном российском кино. 

Алексей Скворцов

Related posts

Совбез и функционеры ООН не защищают то, ради чего она создана – Зеленский

admin

США подтвердили гибель своего гражданина в войне России с Украиной

author

В Бессмертном полку в Петербурге участвовала проплаченная массовка

author