12 марта Конфедерация черкесских организаций (Черкесфед) и "Плюралистическая демократическая партия" намерены провести в Анкаре и Стамбуле митинги с требованием к правительству открыть черкесский телеканал в Турции. На вопросы "Кавказ.Реалии" о том, за счет каких средств и на основании каких законов должно быть организовано черкесское телевидение, отвечает член "Плюралистической демократической партии", основанной в 2014 году черкесами, доцент университета города Ван Сельчук Баглар.
Черкесы в сравнении с другими группами в Турции
— Если вы требуете создать государственное ТВ с вещанием на черкесском языке, то на каких основаниях? Есть ли соответствующий закон в Турции или вы опираетесь на Европейскую Хартию о региональных языках и языках меньшинств (European Charter for Regional or Minority Languages)? Выполняет ли Турция это обязательство, взятое при вхождении в Европейский Совет?
— Черкесы не являются малой народностью или этнической группой. Мы являемся нацией со своим языком, культурой и историей. Черкесы такой же народ, как и турки, арабы или курды. Да и в самой Турции нет термина, обозначающего "малый народ".
Мы считаем, что черкесский язык является таким же самостоятельным языком, как арабский или курдский и стремимся к тому, чтобы добиться равноправия в этом вопросе. И мы не остановимся, пока не добьемся восстановления справедливости в этом вопросе.
Турецкая республика и Евросоюз в рамках интеграции страны в европейские структуры договорились, что Турция берет на себя обязательства по сохранению языка и культуры нетюркских народов, проживающих в стране. Еще семь лет назад на государственном канале шли передачи на черкесском языке, примерно по 30 минут в неделю. Тогда же передачи на арабском и курдском языках также шли по 30 минут. Теперь же для полноценного вещания на этих языках открыты каналы под названием ТРТ Курди и ТРТ Араб, но черкесский телеканал не то что не открыли, даже полностью прикрыли те 30-минутные передачи, что были ранее. Мы считаем, что черкесский язык является таким же самостоятельным языком, как арабский или курдский, и стремимся к тому, чтобы добиться равноправия в этом вопросе. И мы не остановимся, пока не добьемся восстановления справедливости в этом вопросе.
Сегодня Турецкое государственное телевидение работает по двум основным направлениям. Это – внешнее и внутреннее вещание. Внешнее вещание производится на 42-х языках. В сетке внутреннего вещания турецких каналов — 13 программ телевидения и 8 радиопрограмм. Туда же входят и ТРТ Курди и ТРТ Араби.
Итак, в нашей стране на 42 языках идёт интернет-вещание. 13 телеканалов и 8 радиоканалов круглосуточно вещают на четырех языках — турецком, английском, курдском и арабском. Но среди этого изобилия нет места черкесскому языку! А ведь все эти каналы финансируются в том числе и за счёт налогов, которые платят черкесы!
— Если вы опираетесь на Хартию, то на каком основании следует считать черкесский язык именно языком меньшинств, а не языком мигрантов?
Сегодня связи Турции и Евросоюза далеко не так крепки и радужны, как ранее. Более того, сам Евросоюз может быть на грани развала. Великобритания приняла решение о выходе из ЕС. Поэтому прежние договорённости между Турцией и ЕС не имеют такой уж высокой ценности. Но и в самой Турции достаточно высоки демократические принципы. По сравнению с Россией, демократия в Турции намного здоровее. Сейчас Турция сама реформирует свою государственную систему. Поэтому, если мы сейчас не впишемся в возникающий формат государственного устройства Турции, не озвучим свои требования и не поставим перед правительством свои требования и чаяния, в дальнейшем всё это будет еще сложнее сделать. Кроме того, сейчас также меняется и конституция Турции. В старой конституции все граждане Турции считались турками. Не разрешалось даже говорить о том, что ты — представитель другой национальности. Сейчас это отходит в прошлое. Мы хотим и требуем следующее: в новой редакции Конституции турки, курды, черкесы и другие должны быть записаны как равноправные, либо вообще следует отойти от использования упоминания национальности.
Страна, в которой мы живём, основана не одними турками. Она основана в том числе и черкесами, и курдами.
Когда основывали Турецкую республику, курды, турки и черкесы одинаково сражались с внешним врагом за общую страну. Турки воевали и умирали не больше и не меньше чем курды или черкесы. А теперь получается, что страну, которую отстаивали вместе, делят турки, курды и арабы, а черкесы остались ни с чем! Мы не можем этого позволить.
Исходя из вышесказанного, нельзя более мириться с тем, что в Турции есть турецкие, курдские, арабские каналы ТВ-вещания, а черкесы оказались у разбитого корыта. Страна, в которой мы живём, основана не одними турками. Она основана в том числе и черкесами, и курдами. Поэтому черкесы должны быть приравнены в своих правах к остальным народам страны – курдам и турками. Черкесы должны быть признаны отдельным народом, их язык — отдельным языком, также, как и другие народы и их языки. ТРТ Черкес обязательно должен быть создан! И это должно быть сделано незамедлительно.
Сравнение Турции и России
Является ли создание телевидения на черкесском языке единственным обязательством Турции и РФ в рамках принятых обязательств, или есть и другие обязательства, которые Россия и Турция не выполнили (обучение детей, открытие курсов для взрослых, предоставление переводчиков в судах и оформление документов в публичных учреждениях на черкесском языке)?
Нельзя сравнивать Россию и Турцию. Если даже сравнивать, они не одинаковы, не похожи друг на друга. Во-первых, Россия является федерацией, Турция же — унитарное государство. Это обязанность обоих государств — открытие круглосуточного канала, вещающего на черкесском языке. Сегодня в России на черкесском языке вещание идёт 2-3 часа в сутки. Большую часть времени занимает передача местных новостей. Черкесы в России смотрят вещание местных новостей на черкесском языке, но международные новости они могут получить только на русском. Так нельзя. Мир нужно познавать и на черкесском языке!
Хотя Россия и является федеративным государством на бумаге, на деле она стремится к унитарному устройству. Поэтому она старается уничтожить черкесский язык. Например, в магистратурах университетов Кабардино-Балкарии и Адыгеи нельзя писать докторские диссертации на черкесском языке. Но ведь по сути, эти университеты должны даже обязывать студентов это делать и обучать на черкесском языке! На черкесском языке должно проходить обучение физике, математике, истории, географии, философии и т.д. Без этого язык не будет развиваться. Сегодня университет в Кабардино-Балкарии не принадлежит черкесам. Он принадлежит русскому языку. Его задачей не является давать знания на черкесском языке. Его задача — укрепление фундамента русского языка в Кабарде и ассимиляция черкесов, оставшихся на своей исторической родине. Без университета, преподающего базовые предметы на родном языке, даже на родине свой язык недолго удастся сохранять.
В конечном итоге, мы должны будем открыть университет в Турции с обучением на черкесском языке. Без этих шагов мы не видим возможности сохранения родного языка.
Когда же мы рассматриваем Турцию, то, несмотря на ее унитарное устройство, и, несмотря на то, что раньше здесь не бытовало в обиходе никакого другого языка кроме турецкого, благодаря демократическим изменениям, сейчас уже открыты ТВ-каналы, вещающие на арабском и курдском языках. Мы не сомневаемся, что и черкесский ТВ-канал будет открыт, но на этом проблема не заканчивается. В Турции сегодня законодательство и министерство образования позволяют в средних учебных заведениях обучение черкесскому языку. Но обучение языку должно начинаться с детского сада и начальных классов и далее продолжаться вплоть до университета. В конечном итоге, мы должны будем открыть университет в Турции с обучением на черкесском языке. Без этих шагов мы не видим возможности сохранения родного языка.
Раньше в местах компактного проживания черкесов, в их селах имамами и эфенди были черкесы. В мечетях службы проходили на черкесском языке. Ныне же эта практика нарушена — имамами в мечети в большинстве присылаются турки, не знающие ни черкесского языка, ни менталитета, ни обычаев черкесов. Эту практику также следует прекратить. В черкесских мечетях должен использоватся черкесский язык.
Участники митингов
— Какие организации примут участие в этом митинге? Кто уже дал согласие?
— Мы на этот митинг приглашаем черкесский народ. Перед нашим народом стоит проблема, и силы для ее решения мы черпаем в чаяниях нашего народа. Помимо черкесов к нам приходят также осетины, чеченцы, ингуши, абхазы. До недавних пор эти вопросы поднимались общественной организацией "Инициатива черкесского права". Последние два года у нас есть политическая партия под названием «Плюралистическая Демократическая партия» (Çoğulcu Demokrasi Partisi), и организацию нынешнего митинга она берёт на себя. Но в зависимости от места проведения митингов меняется и национальный состав участников митинга. Например, в Битлисе митинг был организован для черкесов и осетин, но в нём приняли активное участие курды и туркмены.
Меняющиеся подходы к черкесскому вопросу
— По вашей оценке, есть ли средства у правительства Турции, чтобы организовать подобный телевизионный канал?
Да, есть. За 12 лет золотовалютные резервы Турции увеличились в 10 раз. До сих пор в качестве главной проблемы нам озвучивали следующее: во взаимоотношениях между Россией и Турцией адыги (черкесы) остаются большой проблемой. То есть, до сих пор обе страны старались не поднимать эту тематику в двусторонних отношениях. Но каждый раз, когда Путин и Эрдоган садятся за один стол, третьим незримым участником их встречи становится черкесский вопрос.
Если до референдума проблема ТВ-канала не будет решена или хотя бы не будет принято решение по нему, то мы будем призывать голосовать против предложений правительства на этом референдуме.
"Как только в Турции мы откроем черкесский ТВ-канал, то мы должны будем признать черкесский вопрос политическим и актуальным", — вот что нам говорят до сих пор в Турции. Это означает следующее: чем открывать для черкесов телевидение и политизировать черкесский вопрос, не проще ли ничего не делать? Не считать черкесов отдельным народом и вообще не вникать в их проблемы — вот что это означает.
Но в этом месяце в Турции будет проходить референдум, и черкесы Турции тоже будут голосовать. Если до референдума проблема ТВ-канала не будет решена или хотя бы не будет принято решение по нему, то мы будем призывать голосовать против предложений правительства на этом референдуме. Но депутаты парламента, с которыми мы разговаривали в прошлом месяце по обозначенным проблемам, уже не озвучивали старые подходы к черкесскому вопросу во взаимоотношениях с Россией. Теперь нам сказали следующее, если решение об открытии черкесского канала будет принято, где мы будем находить кадры для работы на нём?
На самом деле у нас, у диаспоры, такой проблемы уже нет — у нас появилось много ребят, обучавшихся на исторической родине, в университетах Нальчика и Майкопа. Сегодня они без работы, и могут прийти на работу на черкесское телевидение! Кроме этого, уже заканчивают обучение студенты черкесского отделения университета в Дюздже. Так что кадры — это точно не проблема!
Источник:www.kavkazr.com