Правительство Латвии запретило массовые мероприятия 9 мая, разрешив только возложить цветы к монументу советских времен, а затем убрало эти цветы с помощью трактора. Русскоязычные разгневались и на следующий день снова принесли цветы. Латыши разозлились на русскоязычных за прославление оккупации. Тем временем латвийские политики готовятся этот памятник и вовсе снести. Грозит ли из-за этого Латвии новое этническое противостояние?
"Как ходили, так и будут ходить"
В этом году Сейм Латвии запретил традиционное массовое празднование Дня победы у Монумента освободителям Латвии. В иные годы там проходили многотысячные гуляния, в основном местных русскоязычных – как у любого памятника, прославляющего советскую армию и ее победы. Нынешнее 9 мая было объявлено днем памяти жертв российского вторжения в Украину, поэтому власти сочли неуместными публичные мероприятия, прославляющие советскую оккупацию Латвии или выражающие поддержку России.
Памятник и стенды с фотографиями из Украины, выставленные перед ним за несколько дней до этого, огородили забором. Возлагать цветы разрешили в индивидуальном порядке, не используя символику страны-агрессора и тоталитарных режимов. Однако служба госбезопасности призвала людей воздержаться от визитов к памятнику, предупредив, что это будет расценено как неуважение к памяти о советской оккупации и прославление сегодняшней политики России. Тем не менее с утра 9 мая в Парк победы потянулись люди с букетами.
Смотри также
Petrov и Sõdoruk шагают рядом. Война в Украине и эстонские русскоязычные
Депутаты от партии "Согласие", представляющей в Сейме русскоязычных, пришли с утра. Борис Цилевич отчитался в фейсбуке: "Сегодня нас с разных сторон пытаются поучать, как правильно скорбеть, сохранять память и праздновать. С одной – требуют покаяться, осудить родителей и дедов, "служивших оккупационному режиму". С другой – признать агрессора истинным наследником победителей, нацепить полусвастику и радоваться убийствам украинцев и разрушению украинских городов. Прошу прощения за прямоту, но пусть и те, и другие идут известным курсом русского военного корабля. Для меня война и Победа – дело личное. Уверен, адекватные люди способны отделять главное от политической конъюнктуры и пропаганды с разных сторон. Будем помнить – и жертв, и убийц, и героев".
К шести часам вечера у монумента было уже достаточно многолюдно. Люди шли в тишине, без громких разговоров, по проходу между стойками ограждения к столам, через которые полицейские принимали у них цветы и аккуратно клали к подножию. На пути стояли двое мужчин с украинскими флагами в руках и с эмблемами ультраправой организации Tēvijas sargi на куртках. На флагах траурные ленты. Один из мужчин на вопрос корреспондента, какую организацию он представляет, ответил, что стоит сам по себе, потому что сегодня массовые мероприятия запрещены.
Стоявшая с ним рядом женщина с косынкой цветов украинского флага на шее объяснила: "Сегодня день поминовения жертв в Украине. Смотрите, у меня на шее траурная лента. Пройдитесь, посмотрите выставку. Мы поминаем тех, кто погиб. Поэтому мы здесь и стоим, вместе с выставкой. Как я отношусь к памятнику? Я считаю, что это символ оккупации и его нужно снести".
У ограды полицейские деликатно уговаривали двух молодых женщин не разворачивать рукописного плакатика и не заниматься "прославлением". Мужчина прижимал к себе лицевой стороной картонку на палке – видимо, фото предка-ветерана, приготовленного для запрещенного в этом году шествия "Бессмертного полка".
Мужчина по имени Сергей, наблюдавший за возложением цветов через забор, на вопрос о том, как он оценивает происходящее, ответил: "Грустно, плохо. Всё идет к тому, что памятник снесут. Зачем объединять украинскую войну с той войной? Я против войны, против насилия, но это совершенно разные вещи. Я никому ничего не доказываю, я просто пришел почтить память, для меня это святой день. Большинство людей приходит сюда и показывает свое недовольство, мол, их унизили, оскорбили. Но латвийское государство приняло такой закон, и его надо выполнять. Я могу соглашаться или нет, но должен уважать это. Но не прийти сегодня? Я посчитал, что не могу. У меня один дед воевал, а другой сидел в лагерях в это время, с 1937-го по 1947-й. Когда я его поздравлял с Днем победы, он отвечал: "У меня своя победа". А второй до Берлина дошел. Но я же не отказываюсь ни от одного, ни от другого. Я же их продолжение".
Грустно и Ольге, которая пришла к памятнику со взрослой дочерью: "Мы чтим память наших предков. У меня воевали деды, у нее прадеды. Всем понятно, что здесь есть кое-что лишнее, что 9 мая не может быть связано с войной на Украине. Мы в этом не виноваты. Даже если памятник снесут, как сюда ходили, так и будут ходить".
К утру 10 мая у монумента не осталось ни цветов, ни ограждений. Соцсети облетела фотография трактора, на рассвете сгребающего ковшом цветы. Ответом стало возмущение русскоязычных. За несколько часов цветочный ковер покрыл всю площадь перед памятником, стихийно там собралось несколько сотен человек. Но к вечеру по громкоговорителю зазвучали русские песни, появился молодой человек с российским флагом. Полицейские задержали мужчину с триколором и несколько человек с георгиевскими лентами и буквами Z и рассеяли толпу. Парк победы полностью огородили.
Страсти накаляются
Соцсети кипели гневом: одни отправляли латышский трактор курсом российского корабля, другие, наоборот, требовали выслать в Россию всех, кто ходил к памятнику. Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что ждет от главы МВД разъяснений. Он написал в твиттере, что демонстрация неуважения к латвийской государственности, историческому опыту и жертвам войны России против Украины недопустима. "Столпотворение живущих в "русском мире" у памятника оккупантам – это неуважение к латвийскому государству и латышам. Патриоты Латвии от этого строго отмежевались. Среднего пути не дано", – сообщил президент Эгилс Левитс. Зампред "Национального объединения" и депутат Сейма Янис Домбрава объявил, что партия готовит законопроект, который предусматривает высылку "иноземцев, ненавидящих Латвию".
Смотри также
Вторжение России в Украину: аморальность войны
Сочувствующих русской общине среди латышей нашлось немного. Политолог Кристиан Розенвалдс написал в фейсбуке: "Спасибо полиции, которая свою работу 9 мая выполнила отлично. Все проходило мирно. Но у кого-то этот мир вызывает беспокойство. Теперь получили удовлетворение от того, что даже самые лояльные нелатыши, нисколько не поддерживающие Путина, в недоумении и ненависти закусили губы? […] Это сгребание цветов трактором – провокация! И, на мой взгляд, такие провокаторы намного опаснее агентов Кремля и пятой колонны вместе".
Радикальный политический активист Владимир Линдерман уже призвал организовать у памятника дежурство добровольцев, "ночного дозора", а пророссийская партия "Русский союз Латвии" анонсировала мероприятие под названием "Хватит" в пятницу, 13 мая, у ратуши. В ответ предприниматель Гирт Калниньш написал в твиттере, что "в ближайшие дни нужно организовать народную акцию вблизи объекта в Пардаугаве", чтобы дать отпор "моральным дегенератам", как он называет защитников советских монументов. Музыкант Ральф Эйландс призывает тех, "кому эти два дня ударили по нервам", организовать протест у самого памятника.
Памятник победы и победа над памятником
Мемориальный комплекс в левобережье Даугавы в Риге, носивший официальное название "Памятник воинам Советской Армии – освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков", уже более 30 лет является полем боя в войнах памяти. Для одних он символизирует победу над нацизмом, для других – советскую оккупацию Латвии. Мемориал с 79-метровой стелой был открыт в 1985 году. В 1997 году памятник пытались взорвать национал-радикалы. В 2000-е годы он стал местом консолидации русскоязычной общины. К нему шли демонстрации защитников русских школ в 2004 году, до пандемии коронавируса он собирал вокруг себя огромные толпы 9 мая, памятник служил также символом консолидации избирателей партий, ориентирующихся на русскоязычных.
После начала украинского кризиса в 2014 году призывы демонтировать памятник стали звучать все громче. Опубликованная в 2017 году петиция за его снос набрала 10 тысяч голосов, необходимые для парламентского рассмотрения инициативы. Однако в 2019 году она была отклонена Сеймом за правовой невозможностью ее реализации. Дело в том, что обязательства Латвии сохранять памятник и содержать его в порядке закреплены в договоре "О социальной защите военных лиц Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики в отношении мемориальных сооружений и памятников", заключенном с Россией в 1994 году. А именно, в его 13-й статье – о мемориальных сооружениях и солдатских захоронениях. Россия, в свою очередь, взяла на себя аналогичные обязательства по отношению к мемориальным сооружениям и захоронениям латышей, ливов и граждан Латвии, погибших на ее территории в ходе войн или из-за репрессий.
Вторжение России в Украину изменило ситуацию. Уже в ночь на 25 февраля постамент памятника был облит желтой и голубой краской. "В истории в больших и малых делах есть окна возможностей. Такое окно возможностей существует сейчас, когда без большого международного внимания или угрозы безопасности со стороны России можно снести памятник в парке Победы", –сообщила в твиттере евродепутат и бывшая глава МИД Сандра Калниете. Намерение демонтировать Памятник освободителям превратилось в позицию всей правящей коалиции. Его поддержал президент Эгил Левитс, который назвал монумент "занозой в душе латышей". Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что памятник "неизбежно" будет снесен, осталось только решить, как и когда. Спикер Сейма Инара Мурниеце также не сомневается в том, что памятник снесут. "Мы видим, что на наших глазах творят оккупационные силы в Украине. Точно такое же "освобождение", которое на самом деле являлось оккупацией, происходило и в Латвии: со всеми зверствами, депортациями, убийствами, военными преступлениями", – сказала она. Мэр Риги Мартиньш Стакис предложил создать межведомственную рабочую группу, которая приняла бы решение "не о том, нужно ли его демонтировать, а о том, как это сделать". Совет по памятникам Рижской думы, не найдя возможности демонтировать мемориал, решил его переназвать.
Голоса противников сноса среди латвийских политиков и публичных личностей звучат все тише. Вице-президент Латвийской академии наук Оярс Спаритис вышел из совета по памятникам, потому что в последние два года работа совета "вульгарно политизируется". "Политические решения в нем часто принимаются в противоречии с мнением и опытом архитекторов, скульпторов, искусствоведов и даже грубо навязываются", – заявил он. Архиепископ-митрополит Латвийской римско-католической церкви Збигнев Станкевич считает, что памятник нужно сохранить как урок прошлого.
"Обрушить оккупационный столб"
Судьба монумента, по-видимому, решена. Минюст подал в Сейм проект решения о приостановке 13-й статьи протокола в отношении мемориальных строений и памятников, не являющихся захоронениями, до тех пор, пока Россия не выведет войска из Украины, восстановив ее суверенную власть по всей территории в границах 2013 года. А также пока не покроет всех причиненных нападением убытков и не компенсирует Латвии всех убытков, вызванных советской оккупацией. До 1 июля 2022 года предполагается "обеспечить недоступность несоответствующих сооружений в публичном пространстве". Председатель комиссии по иностранным делам, уже утвердившей проект, Рихард Колс подчеркнул, что, как только это решение будет принято, "оккупационный столб можно будет обрушить". Лидер парламентской фракции оппозиционного "Согласия" Янис Урбанович, который изначально назвал инициативу провокационной, считает, что не следует выходить из международного соглашения в одностороннем порядке, а лучше инициировать его расторжение. Впрочем, на плодотворные переговоры с Россией сейчас надежды нет.
Понятно, что проблема демонтажа памятника лежит не только в юридической плоскости. Депутат Сейма Криста Баумане на заседании комиссии Сейма по иностранным делам высказала мнение, что манипуляции вокруг памятника повысят напряженность в обществе. Исследователь из Латвийского университета Мартиньш Капранс считает: "Люди думают, что мы сейчас памятник снесем, и символ исчезнет. Символ уже в голове, символ – это не стоящий там каменный блок. Снос никоим образом не решает проблему того, что в Латвии существует разная социальная память, разные исторические представления, а практические последствия здесь могут иметь далеко идущие последствия для этнических взаимоотношений".
Контрразведка – Бюро по защите конституции (SAB) – обозначила риски, связанные со сносом монумента. Поскольку вопросы истории Кремль использует в качестве политического инструмента, Латвии придется считаться с возможностью ответных мер со стороны России: кибератаками, нападениями на критическую инфраструктуру, интенсификацией пропаганды, а с учетом настроений прокремлевски настроенного населения – ростом риска физических провокаций. SAB допускает также индивидуальные санкции против должностных лиц, поддержавших снос, расследования и возбуждение уголовных дел Следственным комитетом России. Возможна активизация в Латвии организаций, находящихся под влиянием России.
Тем временем Огрская краевая дума, не дожидаясь юридического повода, решила демонтировать на своей территории пять советских памятников.
Источник:www.svoboda.org